Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть N 23 на решение Советского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 2 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, филиалу "Туберкулезная больница N 3" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России о признании незаконным бездействия по укомплектованию учреждения должностями, возложении обязанности по устранению нарушений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края (далее - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России, выразившегося в неукомплектованности филиала "Туберкулезной больницы N 3" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России должностями: рентгенолаборант рентгенологического кабинета; врач-инфекционист амбулаторного отделения; врач-терапевт амбулаторного отделения; сестра-хозяйка амбулаторного отделения; врач-психиатр амбулаторного отделения; начальник лаборатории - врач клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории; фельдшер лаборант клинико-диагностической лаборатории; врач ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики; врач-фтизиатр амбулаторного отделения; врач-рентгенолог рентгенологического кабинета; возложении на начальника ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России обязанности в 6-тимесячный срок укомплектовать филиал "Туберкулезной больницы N 3" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России должностями: рентгенолаборант рентгенологического кабинета; врач-инфекционист амбулаторного отделения; врач-терапевт амбулаторного отделения; сестра-хозяйка амбулаторного отделения; врач-психиатр амбулаторного отделения; начальник лаборатории - врач клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории; фельдшер лаборант клинико-диагностической лаборатории, врач ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики, врач-фтизиатр амбулаторного отделения, врач-рентгенолог рентгенологического кабинета.
В обоснование административного иска прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной специализированной прокуратурой в деятельности филиала "Туберкулезная больница N 3" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России в части соблюдения законодательства в области медико-санитарного обеспечения и охраны здоровья осужденных, установлена неукомплектованность в филиале Туберкулезной больницы N 3 следующими должностями: рентгенолаборант рентгенологического кабинета; врач-инфекционист амбулаторного отделения; врач-терапевт амбулаторного отделения; сестра-хозяйка амбулаторного отделения; врач-психиатр амбулаторного отделения; начальник лаборатории - врач клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории; фельдшер лаборант клинико-диагностической лаборатории; врач ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики; врач-фтизиатр амбулаторного отделения; врач-рентгенолог рентгенологического кабинета. Отсутствие указанных медицинских специалистов лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения. Бездействие ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России выразилось в непринятии надлежащих мер по укомплектованию указанных должностей, противоречит действующему законодательству. Ранее специализированной прокуратурой выявлялись указанные нарушения закона, в связи с чем начальнику УФСИН по Краснодарскому краю внесено представление, в котором указано на неукомплектованность должностей согласно штатному расписанию. Мер по устранению нарушений административным ответчиком не принято.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2020 года административный иск удовлетворен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в Туберкулезной больнице N 3, осуществляющей медицинское обслуживание ФКУ ЛИУ N 8 УФСИН России по Краснодарскому краю, указанных медицинских специалистов лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2021 года решение Советского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 июня 2021 года, ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2021 года. По мнению заявителя, суд не принял во внимание доводы ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России о принятии надлежащих мер для заполнения вакансий, а также письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела. Считает, что судом неверно истолкован закон, регламентирующий порядок оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.
Определением судьи от 28 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
11 августа 2021 года в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции поступило заявление прокурора об отказе от административного искового заявления на основании статьи 39, части 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Представитель филиала "Туберкулезная больница N 3" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России в судебное заседание не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав прокурора Костюка А.И, поддержавшего заявление об отказе от административного иска, представителя ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю Николаева А.Н, не возражавшего против принятия отказа от административного искового заявления и прекращения производства по делу, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Статьей 46 КАС РФ установлено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 157 КАС РФ изложенное в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено данным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Пунктом 3 части 1 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу.
Прокурор реализовал предоставленное административному истцу процессуальным законом право на отказ от административного иска.
Судебная коллегия установив, что отказ от административного иска заявлен прокурором добровольно, подписан лицом, уполномоченным на совершение такого процессуального действия, не противоречит КАС РФ или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц, оснований для непринятия отказа прокурора от административного иска в данном случае не усматривает. В связи с этим суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения Советского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам от 2 февраля 2021 года и прекращении производства по делу.
Руководствуясь положениями статей 157, 194, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 2 февраля 2021 года отменить.
Принять отказ Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края от административного иска, прекратить производство по административному делу по административному иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ МСЧ-23 ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, филиалу "Туберкулезная больница N 3" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России о признании незаконным бездействия по укомплектованию учреждения должностями, возложении обязанности по устранению нарушений.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.