Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Андреевой Т.С. на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года по административному исковому заявлению Андреевой Т.С. к администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области об оспаривании постановлений, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Андреева Т.С. обратилась в Дубовский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила: признать незаконными постановления администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области (далее - администрация) N, N; возложить на администрацию обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 908 775 рублей для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, а именно по кредитному договору от 15 июля 2020 года N; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины - 300 рублей.
В обоснование административного иска Андреева Т.С. указала, что 18 июня 2020 года администрация вынесла постановление N "Об отмене постановления N от 27 августа 2018 года "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий гр. Андрееву Т.С.", постановление N "Об исключении из списка молодых семей целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по Волгоградской области. В ответе на ее жалобу комитет строительства Волгоградской области (далее - комитет) разъяснил, что в 2018 году уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составлял 16, 95 кв. м, что превышает установленную норму на территории городского поселения г. Дубовка Волгоградской области. Считает оспариваемые постановления необоснованными и неправомерными, полагает, что ее семья с составом 5 человек имеет первоочередное право на включение в список претендентов - участников программы.
Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для признания семьи Андреевой Т.С. составом 5 человек нуждающейся в жилых помещениях отсутствовали.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 июля 2021 года, Андреева Т.С. ставит вопрос об отмене решения Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года. По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки справкам, расчетам, договорам, представленным административным истцом в качестве доказательств. Ссылается на то, что административный ответчик не смог предоставить нормативно-правовую основу своих расчетов критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Андреевой Т.С. Считает, что необходимо учитывать всех собственников, проживающих и прописанных в указанных помещениях - всего 12 человек для составления объективной оценки критерию нуждаемости семьи Андреевой Т.С.
Определением судьи от 10 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, выслушав посредством использования систем видео-конференц-связи Андрееву Т.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации Алтунину Т.А. и представителя комитета Рудую Н.А, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 30 июля 2018 года Андреева Т.С. в администрацию подала заявление о наличии у нее и членов ее семьи составом 5 человек (супруг ФИО1 дочь ФИО2 дочь ФИО3 сын ФИО4 оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На момент подачи заявления семья Андреевой Т.С. с 6 июля 2018 года была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 75, 6 кв. м по адресу: "адрес", принадлежащем Андреевой Т.С. на праве общей долевой собственности (1/4 доля) на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 8 апреля 1993 года, зарегистрированного Дубовским БТИ 29 апреля 1993 года в реестре под N.
В целях принятия решения о признании Андреевой Т.С. составом семьи 5 человек нуждающимися в жилых помещениях администрацией в рамках межведомственного информационного взаимодействия были запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах на имеющиеся объекты недвижимости.
В соответствии с полученными сведениями было установлено, что супругу Андреевой Т.С. (ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля жилого помещения общей площадью 44, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением администрации от 27 августа 2018 года N Андреева Т.С. с составом семьи 5 человек, проживающая по адресу: "адрес", признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании заявления о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы семья Андреевой Т.С. включена в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
В декабре 2019 года семья административного истца составом семьи 5 человек была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году.
29 апреля 2020 года семье Андреевой Т.С. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Из сообщения Управления Росреестра по Волгоградской области от 16 июня 2020 года следует, что с 6 апреля 2009 года по 25 июня 2018 года Андреевой Т.С. принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 43, 5 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
18 июня 2020 года отменено постановление администрации о признании Андреевой Т.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, она исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы составом семьи 5 человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в которую включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" досрочно с 1 января 2018 года прекращена реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В силу Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 170, Комитет строительства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах строительства, обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан и осуществления государственного учета, управления и распоряжения жилищным фондом Волгоградской области.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ).
Учетная норма площади жилого помещения в г. Дубовка Волгоградской области являлась площадь 14 кв. м.
Исключая административного истца с составом семьи 5 человек из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, административный ответчик указал, что уровень обеспеченности жилого помещения на одного члена семьи составлял 16, 95 кв. м.
Вместе с тем Андреева Т.С. обращаясь с административным иском, указала, что административный ответчик при оценке критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий не учел всех членов семьи по месту её регистрации (12 человек).
Поскольку эти доводы административного истца подлежали проверке и оценке, чего судами сделано не было, оспариваемые решения подлежат отмене.
Согласно статьям 176 и 180 КАС РФ решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Указанный принцип выражается, в частности, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, выявлении и истребовании по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций приведенные правовые нормы и разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации не соблюдены.
Судом апелляционной инстанции допущенное судом первой инстанции нарушение, вопреки положениям статьи 308 КАС РФ, не устранено.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что решения судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными и обоснованными, поскольку выводы, изложенные в обжалованных судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем их надлежит отменить на основании части 2 статьи 328 КАС РФ, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший административный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года отменить, направить административное дело N 2а-522/2020 на новое рассмотрение в Дубовский районный суд Волгоградской области в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 16 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.