Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрела кассационную жалобу администрации г. Ялта Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года, которым отменено решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2021 года по административному исковому заявлению Тохтаровой З.М. к администрации г. Ялта Республики Крым, первому заместителю главы администрации г. Ялта Республики Крым Мальцеву А.А. о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Тохтарова З.М. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления первого заместителя главы администрации г. Ялта Республики Крым (далее - администрация) Мальцева А.А. от 14 октября 2020 года N 3320-п "О приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) некапитального металлического объекта, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный объект)".
В обоснование административного искового заявления Тохтарова З.М. указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес". Перед входом в квартиру расположено металлическое крыльцо, уравнивающее при помощи ступенек высоту фундамента с входной площадкой в квартиру, а также обеспечивающее защиту от атмосферных осадков. Данное крыльцо оборудовано стеклопакетами. 2 ноября 2020 года административному истцу стало известно, что администрацией вынесено постановление от 14 октября 2020 года N 3320-п, которым предписано демонтировать спорный объект. Административный истец считает данное постановление незаконным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Тохтарова З.М. самовольно возвела некапитальную пристройку к фасадной части здания многоквартирного дома на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. При таких обстоятельствах у администрации имелись законные основания для принятия оспариваемого ненормативного акта о демонтаже (сносе) спорного объекта.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении административного иска Тохтаровой З.М. Постановление первого заместителя главы администрации Мальцева А.А. от 14 октября 2020 года N 3320-п признано незаконным. В удовлетворении остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 июля 2021 года, администрация ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года и оставлении в силе решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2021 года. По мнению заявителя, сведения инвентарного дела не являются правоустанавливающими документами. Указывает, что обжалуемое постановление администрации принято в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
Определением судьи от 10 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, от административного истца и административного ответчика поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, Тохтаровой З.М. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес"
31 января 2020 года членами рабочей группы администрации по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым произведено обследование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по адресу: "адрес"
В ходе обследования установлено, что на земельном участке размещен некапитальный металлический объект, примыкающий к фасадной части здания многоквартирного дома. Право собственности на некапитальный объект не оформлялось, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.
На основании акта обследования Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, вынесла заключение от 31 августа 2020 года N. Комиссия пришла к выводу, что некапитальный металлический объект размещен неправомерно, поскольку земельный участок для этих целей не предоставлялся; некапитальный объект подлежит демонтажу (сносу) в силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с учетом требований, содержащихся в постановлении Совета министров Республики Крым от 23 мая 2017 года N 275 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N 465".
Постановлением первого заместителя главы администрации Мальцева А.А. от 14 октября 2020 года N 3320-п "О приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) некапитального металлического спорного объекта" собственнику указанного объекта предписано демонтировать (снести) объект с приведением земельного участка в первоначальное положение в течение одного месяца с даты извещения. Этим же постановлением уполномоченному органу по демонтажу поручено осуществить принудительный демонтаж (снос) неправомерно размещенного нестационарного объекта по истечении срока, предоставленного собственнику для добровольного исполнения.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Местное самоуправление в Республике Крым обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Конституцией Республики Крым и законом Республики Крым самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" к вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Ялта Республики Крым, наделенная Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Федеральными законами и законами Республики Крым.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года N 1 принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Устава администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.
Пунктом 25 статьи 53 Устава предусмотрено, что администрация в сфере градостроительной деятельности, благоустройства и озеленения территории, в частности, выявляет объекты самовольного строительства на территории городского округа Ялта, принимает меры по сносу объектов самовольного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии пунктом 1.1. Порядка под неправомерно размещенными нестационарными объектами в указанном Порядке следует понимать: нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
В силу пункт 1.5 Порядка освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые следующими видами нестационарных объектов: киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов; лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях, а также расположенные при стационарных объектах общественного питания; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
Выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней от даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 3.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что 3.5 в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.
Постановлением администрации от 6 апреля 2020 года N 843-п утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Положение).
Пунктами 2.1 - 2.3 Положения предусмотрено, что выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Рабочей группой при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в том числе органов и структурных подразделений органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, физических и юридических лиц.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым исходила из того, что в соответствии с Порядком постановление о демонтаже (сносе) должно содержать следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Оспариваемое постановление всех сведений не содержит.
Из имеющейся в материалах дела фототаблицы (приложение к акту осмотра от 31 января 2020 года), представленной департаментом муниципального контроля администрации, а также таблицы изображений, приложенных к экспертному исследованию N, по спорному адресу усматривается наличие навеса, бетонного крыльца и металлических роллетов. Однако, как усматривается из акта, заключения и постановления демонтажу подлежит некапитальный металлический объект (представляющий металлический каркас, сваренный между собой с крышей из металлопрофиля, стены - металлические роллеты).
Кроме того, согласно представленному "данные изъяты" инвентарному делу N на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", под номером 2-3 указана застекленная веранда, которая согласно представленному поэтажному плану находится там с 1963 года.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку оспариваемое постановление не содержит ссылку на перечень оснований, предусмотренный Порядком, принято без оценки всех обстоятельств (в частности, установление в отношении всей конструкции капитального или некапитального объекта.
Доводы кассационной жалобы о том, что сведения инвентарного дела не являются правоустанавливающими документами, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд апелляционной инстанции при принятии обжалуемого судебного акта исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства и, оценив их с учетом относимости и допустимости, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 21 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.