Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрев кассационную жалобу Салех О.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 13 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Салех О.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заместителю председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Вяткиной Т.И. о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Салех О.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитет), оформленное письмом от 6 июля 2020 года N, об отказе в предоставлении Салех О.В. копий затребованных ею документов по обращениям от 2 марта 2019 года, зарегистрированным в интернет-приемной Правительства Республики Крым под N и N; возложении на Комитет обязанности предоставить административному истцу копии затребованных ею документов в течение трех рабочих дней после вступления в законную силу судебного решения.
В обоснование административного иска Салех О.В. указала, что 2 марта 2019 года она через интернет-приемную на сайте Правительства Республики Крым обратилась в Комитет с письменными обращениями о выдаче копий документов, на что 26 марта 2019 года заместитель председателя Комитета ФИО1 отказал в предоставлении затребованных копий документов. Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 10 февраля 2020 года решение заместителя председателя Комитета ФИО1 от 26 марта 2019 года N, N признано незаконным, Комитет обязан повторно рассмотреть заявления Салех О.В. от 2 марта 2019 года. Заместитель председателя Комитета ФИО2 составила и направила в адрес административного истца ответ от 6 июля 2020 года N об отказе в выдаче затребованных документов, который Салех О.В. считает незаконным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 ноября 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Салех О.В.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Салех О.В. не является правообладателем объектов недвижимости, на которые ею запрашивались архивные копии документов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 апреля 2021 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 июля 2021 года, Салех О.В. ставит вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 апреля 2021 года. По мнению заявителя, суд первой инстанции в мотивировочной части решения изложил полностью возражения административного ответчика. Считает ошибочными выводы суда о том, что она не является правообладателем объектов недвижимости, на которые ею запрашивались архивные копии документов. Указывает, что оспариваемым отказом она фактически лишена права распоряжаться собственным имуществом. Полагает, что судебные акты, на которые ссылается суд, не являются преюдициальными для рассмотрения данного дела. Также ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Определением судьи от 18 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), частью 1 статьи 23 которого установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено упомянутым законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164 утверждено Положение о Комитете (далее - Положение N 164).
Согласно пункту 1.1 Положения N 164 Комитет - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
На основании приказа Комитета от 15 апреля 2016 года N П/69 утвержден Порядок предоставления сведений из архива документов, принадлежавших ранее Регистрационной службе Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка его действие распространяется на сведения из архива документов, принадлежавших ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в соответствии с Законом N 6-ФКЗ.
Пунктами 1.3, 1.4 Порядка предусмотрено, что услуга по предоставлению указанных сведений из архива документов осуществляется на бесплатной основе в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Законом Республики Крым от 14 августа 2014 года N 50-ЗРК "Об архивном деле в Республике Крым"; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", Административным регламентом Комитета, утвержденным приказом от 22 февраля 2015 года N П/44.
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что получателями услуги по предоставлению Комитетом сведений из Архива документов являются: физические и юридические лица (правообладатели), наследники физических лиц, представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности; органы государственной власти, органы местного самоуправления (государственные или муниципальные учреждения, действующие по поручению таких органов), нотариусы.
Требования к форме и содержанию запроса (обращения) о предоставлении услуги содержатся в пункте 2.6 Порядка, из содержания которого следует, что для предоставления услуги заявитель предоставляет в Комитет запрос (обращение) в письменной форме либо по электронной почте.
В запросе (обращении) заявителя должны быть указаны, в частности, сведения о наличии правоустанавливающих документов заявителя для получения копий; документы, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подтверждающие полномочия на получение сведений, содержащих персональные данные о третьих лицах.
Основанием для отказа в предоставлении услуги является несоответствие запроса (обращения) требованиям, указанным в пункте 2.6 Порядка (пункт 2.8 Порядка).
Порядок реализации права граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, определен, в частности, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), согласно которому граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Законом и другими федеральными законами; гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (части 1, 2 статьи 8).
В соответствии с положениями части 5 статьи 8 Закона N 149-ФЗ государственные органы обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет), к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) установлено, что порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, включающий ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной или безвозмездной основе, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Порядок использования архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных и муниципальных музеях, библиотеках, а также в научных организациях, включенных в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
В части 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ указано, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.
Регулируя отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, Закон N 125-ФЗ в статье 25 называет случаи, когда доступ к архивным документам может быть ограничен.
Так, согласно части 1 статьи 25 Закона N 125-ФЗ доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
Как следует из материалов дела, 2 марта 2019 года в интернет-приемной портала Правительства Республики Крым были зарегистрированы обращения Салех О.В. под N и N, адресованные Комитету о предоставлении копий архивных документов, являющихся доказательствами по делу N, рассматриваемому в Арбитражном суде Республики Крым, а именно: землеустроительной документации, изданной в отношении земель коллективной собственности "данные изъяты", земельных участков N, расположенных на территории "данные изъяты", отображенных на плане земель, передаваемых в коллективную собственность "данные изъяты" в соответствии с Государственным актом на право коллективной собственности на землю от 25 сентября 1998 года серии КМ "данные изъяты"; Государственным актом на право коллективной собственности на землю от 25 сентября 1998 года, выданного "данные изъяты" страниц из Книги записей государственных актов на право коллективной собственности на землю, содержащих сведения о выдаче "данные изъяты" государственного акта от 25 сентября 1998 года; плана внешних границ земель, переданных в коллективную собственность "данные изъяты" с четким изображением всех элементов и надписей; технической документации по составлению государственного акта от 25 сентября 1998 года; государственных актов на право постоянного пользования землей от 5 мая 2001 года, 28 октября 1999 года, выданных "данные изъяты"; страниц из книги записей государственных актов на право пользования землей.
26 марта 2019 года за подписью заместителя председателя Комитета ФИО1 дан ответ N, N об отказе Салех О.В. в выдаче затребованных документов.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2020 года, признано незаконным решение заместителя председателя Комитета ФИО1 от 26 марта 2019 года N, N, принятое по результатам рассмотрения заявлений Салех О.В. от 2 марта 2019 года, зарегистрированных в интернет-приемной Правительства Республики Крым под N и N; на Комитет возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Салех О.В. от 2 марта 2019 года, зарегистрированные в интернет-приемной Правительства Республики Крым под N и N, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Во исполнение решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу N от 10 февраля 2020 года Комитет повторно рассмотрел обращения Салех О.В, поступившие через интернет-приемную портала Правительства Республики Крым.
Письмом от 6 июля 2020 года N за подписью заместителя председателя Комитета ФИО2 административному истцу было сообщено, что направленные ею запросы не соответствуют пункту 2.6 Порядка, а именно не представлены документы, подтверждающие полномочия на получение архивной документации на земельные участки "данные изъяты" расположенные по адресу: "адрес". Дополнительно указано, что копии запрашиваемых архивных документов могут быть предоставлены органу местного самоуправления либо его представителю, полномочия которого подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Рекомендовано обратиться по интересующему вопросу в администрацию Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Часть 13 статьи 62 Закона N 218-ФЗ содержит перечень лиц, которым предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.
По смыслу положений статьи 25 Закона N 125-ФЗ, с учетом положений Закона N 218-ФЗ (часть 13 статьи 62), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что Салех О.В. при подаче обращений 2 марта 2019 года не представила документы, подтверждающие ее полномочия на получение архивной документации на земельные участки "данные изъяты" Суды пришли к выводу о том, что Комитет, будучи органом, уполномоченным на предоставление сведений из архива документов, действуя в пределах представленных полномочий, в порядке, утвержденном Приказом Комитета от 15 апреля 2016 года N, правомерно отказал в предоставлении услуги в связи с несоответствием поданных запросов пункту 2.6 Порядка.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции в мотивировочной части судебного акта изложил позицию административного ответчика, выраженную в возражениях, сами по себе выводы суда, основанные на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, не опровергают, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание.
Утверждения жалобы о том, что Салех О.В. является пользователем земельных участков, относительно которых она просила предоставить информацию, судом апелляционной инстанции проверялись и им дана надлежащая оценка.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Салех О.Вю - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 28 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.