Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Волгограда на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 29 декабря 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дзержинского район города Волгограда, администрации города Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными нормами.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав прокурора Солдатова С.А, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к| администрации Дзержинского района города Волгограда, администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов в соответствии с санитарными нормами. В обоснование требований указал, что в рамках прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах 18 сентября 2020 года установлено, что контейнерная площадка по "адрес" (пересечение с "адрес") в Дзержинском районе города Волгограда не оборудована в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обустроенное ранее твёрдое водонепроницаемое покрытие почти полностью разрушено, отсутствует ограждение бордюром и зелёными насаждениями по периметру, в связи с чем контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов размещены за пределами контейнерной" площадки, вокруг них имеется мусор, территория находится в антисанитарном состоянии.
С учётом уточненных требований от 17 декабря 2020 года прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Волгограда и администрации Дзержинского района города Волгограда, выразившееся в непринятии мер по оборудованию в соответствии с пунктом 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N контейнерной площадки по "адрес" (пересечение с "адрес"), предусмотренной для сбора твёрдых коммунальных отходов.
В порядке восстановления нарушенных прав прокурор просил обязать администрацию города Волгограда и администрацию Дзержинского района города Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по оборудованию контейнерной площадки, предусмотренной для сбора твёрдых коммунальных отходов по "адрес" (пересечение с "адрес"), путём оборудования бетонного или асфальтового покрытия, ограничения бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и оборудования подъездных путей для автотранспорта.
Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 29 декабря 2020 года административный иск прокурора Дзержинского района города Волгограла в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по оборудованию в соответствии с пунктом 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N контейнерной площадки по "адрес" (пересечение с "адрес"), предусмотренной для сбора твёрдых коммунальных отходов.
На администрацию города Волгограда возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия при приведению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес" (пересечение с "адрес"), путем организации оборудования контейнерной площадки с бетонным или асфальтобетонным покрытием, ограниченной бордюром. В удовлетворении административного иска к администрации Дзержинского района города Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными нормами прокурору Дзержинского района города Волгограда отказано.
Судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 апреля 2021 решение от 29 декабря 2020 года изменено, исключено из резолютивной части решения указание на "пересечение с "адрес"", в остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 26 августа 2021 года, администрация города Волгограда просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 30 августа 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению в том числе раздельному накоплению сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми | коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления. твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а также СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N.
На основании пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
На основании пункта 8.2.5 указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными | отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
В силу пункта 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац 5 пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства I Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического | благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопление твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 сентября 2020 года прокуратурой Дзержинского района города Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории района, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в несоответствии контейнерной площадки по "адрес" санитарно-эпидемиологическому законодательству, а именно: обустроенное ранее твёрдое водонепроницаемое покрытие почти полностью разрушено, отсутствует ограждение бордюром и зелёными насаждениями по периметру, контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов размещены за пределами контейнерной площадки, вокруг них имеется мусор, территория | находится в антисанитарном состоянии.
Кроме того, контейнерная площадка по "адрес" имеет подъездные пути, металлическое ограждение с одной стороны, вместе с тем бетонное основание площадки имеет разрушения, бордюром площадка не ограничена, то есть названная площадка не соответствует требованиям пункта 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N.
Установив данные обстоятельства применительно к приведенным выше положениям нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о правомерности заявленных требований прокурора к администрации Волгограда, поскольку непринятие мер по содержанию площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, как лице, обязанном устранить нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица, в чьих интересах обратился в суд прокурор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно пунктам 17, 17.1, 17.2 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды администрация Волгограда обладает полномочиями по участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; созданию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определению схемы размещения мест (цлощадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Положением об администрации Ворошиловского района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года N администрация Ворошиловского района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно распорядительные функции управления на территории Дзержинского района Волгограда (далее - район). Деятельность администрации финансируется из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой.
В сфере финансово-экономической деятельности администрация исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных на содержание Администрации и реализацию возложенных на неё функций.
Так, решением Волгоградской городской Думы от 17 июля 2019 года N в пункте 2.3.28 Положения об администрации Дзержинского района Волгограда внесены изменения, согласно которым, районная администрация наделена |полномочиями по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории района; обеспечению создания и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; обеспечению согласования мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов.
В силу изложенного, суд первой инстанции, установив, что с момента внесения изменений в Положение об администрации Дзержинского района Волгограда и наделения структурного подразделения перечисленными полномочиями, финансирование на реализацию данных полномочий администрацией Волгограда не осуществлялось, обоснованно принял во внимание, что администрация Дзержинского района города Волгограда, являясь структурным подразделением администрации Волгограда финансируемым из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой для реализации возложенных на неё функций, не получила финансирование на реализацию предоставленных полномочий в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также то, что аналогичными полномочиями в силу приведённых положений Устава города-героя Волгограда, наделена администрация Волгограда, как орган местного самоуправления, и пришёл к правильному выводу, что надлежащим административным ответчиком по делу является администрация Волгограда.
Апелляционная инстанция согласилась с установленным судом первой инстанции 6-ти месячным сроком исполнения с момента вступления в законную силу решения суда возложенной на администрацию города Волгограда обязанности по организации мероприятий по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства спорной контейнерной площадки путем ее оборудования бетонным или асфальтобетонным покрытием и ограничением бордюром, поскольку указанный срок определен судом с учетом необходимости проведения конкурсных процедур муниципальных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 октября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.