Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В, Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Джамаля Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Джамаля Евгения Валентиновича к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя Крастелевой А.О. о признании незаконным действий, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, объяснения Джамаля Е.В, участвовавшего в судебном заседании, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джамаль Е.В. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Крастелевой А.О. от 6 октября 2020 года N о приостановлении государственной регистрации по заявлениям Джамаля Е.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером N N, расположенным в городе "адрес" в части сведений о местоположении границ, площади и регистрации, а также обязать ответчика устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в части сведений о местоположении границ и площади, и регистрации права на вновь образуемые земельные участки согласно заявлений за N и N.
В обоснование заявленных требований Джамаль Е.В. ссылается на то, что 29 сентября 2020 года он обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлениями N и N о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права объектов недвижимости в связи с образованием 18 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N N, расположенным в городе "адрес". В качестве документа основания на государственный кадастровый учет данных земельных участков, истцом представлен межевой план от 25 сентября 2020 года. При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором принято решение от 6 октября 2020 года N о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учета в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Считает решение о приостановке в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства, а также нарушающим его права и законные интересы.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 января 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Крастелевой А.О. N от 6 октября 2020 года о приостановлении государственной регистрации по заявлениям Джамаля Е.В. N и N в отношении земельного участка с кадастровым номером N N, расположенным в городе "адрес" в части сведений о местоположении границ, площади и регистрации. Суд обязал Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно рассмотреть заявления от 6 октября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 мая 2021 года решение от 11 января 2021 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 27 августа 2021 года, Джамаль Е.В. просит отменить апелляционное определение, оставить без изменения решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 30 августа 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Как следует из материалов дела, Джамаль Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N N, расположенного в городе "адрес", вид разрешенного использования "для ведения личного крестьянского хозяйства".
Согласно проекту межевания земельных участков от 25 сентября 2020 года предполагается раздел земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
29 сентября 2020 года истец обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на образуемые в результате раздела земельные участки сельскохозяйственного назначения в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года N 228-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (пункты 5, 8 Таблицы соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, которая является Приложением к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя).
6 октября 2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Севастополю приостановлена постановка на кадастровый учет и государственная регистрация права на данные земельные участки до 11 января 2020 года, ввиду необходимости предоставления дополнительных документов.
Удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности принятого Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя уведомления о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права от 6 октября 2020 года.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами либо определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в отношении земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, либо на которые не распространяется действие таких регламентов (подпункты 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N101-ФЗ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве"). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект РФ, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
При этом исходя из предмета спора, признания незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, Судебная коллегия полагает, что вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом настоящие требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из заключения кадастрового инженера от 25 сентября 2020 года, вид разрешенного использования образуемых 18 земельных участков вследствие раздела является ведение личного подсобного хозяйства. При этом сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка материалы административного дела не содержат.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем. 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Учитывая доводы истца о том, что административным ответчиком сделан запрос в Департамент сельского хозяйства города Севастополя в нарушение процедуры регистрации и правовой экспертизы, Судебная коллегия принимает во внимание полученный ответ от 21 августа 2020 года.
Административным истцом сведений о возможности соблюдения разрешенного вида использования вновь образуемых земельных участков государственному органу предоставлено не было. Необходимость запроса обусловлена отсутствием таковых сведений.
В соответствии со статьей 3 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции указанного органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно статьям 64, 65 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, запрос направлен, правовая экспертиза проведена уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции. Причины приостановления постановки на кадастровый учет и регистрации права не устранены.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 октября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.