Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Штомпель А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Штомпеля А.Н. к Министерству природных ресурсов Краснодарского края об обжаловании решения и действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснения представителя административного ответчика Сопину Д.Р, судебная коллегия
установила:
Штомпель А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края об обжаловании решения и действий (бездействия), в котором просит признать бездействие Министерство природных ресурсов Краснодарского края, изложенное в письме от 25.06.2020 исх. N, незаконным, обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края предоставить в аренду Штомпель Алексею Николаевичу, 16.10.1985 г.р, земельный (лесной) участок, КН N, площадью 95 441 кв. м, местоположение: 4 Г квартал Краснодарского лесничества, Елизаветинское участковое лесничество часть выдела 1, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Краснодарское лесничество, Елизаветинское участковое лесничество, категория земель: земли лесного фонда, вид использования: для осуществления рекреационной деятельности, срок аренды: 49 (сорок девять) лет; истребовать из Министерства природных ресурсов Краснодарского края материалы и документы, которые послужили основанием для подготовки письма от 25.06.2020 исх. N по заявлению Штомпель А.Н. от 27.05.2020. В обоснование требований административного иска указано, что 27.05.2020 Штомпель А.Н. обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет лесного участка с кадастровым номером N, площадью 95 441 кв. м, с видом использования: для рекреационной деятельности, расположенного в 4Г квартале Краснодарского лесничества, Елизаветинского участкового лесничества, часть выдела 1. В связи с тем, что ответ содержащийся в письме от 25.06.2020 исх. N не содержит решения о проведении аукциона либо отказе в его проведении, Штомпель А.Н. был вынужден обратиться в иском суд.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 24 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично, бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края по не рассмотрению заявления Штомпеля А. Н. от 27.05.2020 о предоставлении земельного участка в аренду - было признано незаконными, на Министерство природных ресурсов Краснодарского края была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Штомпель А.Н. от 27.05.2020 о предоставлении земельного участка в аренду, в удовлетворении остальной части требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июля 2021 года решение от 24 марта 2021 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 августа 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 2 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, выслушав пояснения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.05.2020 Штомпель А.Н. обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет лесного участка с кадастровым номером N, площадью 95441 кв. м, с видом использования: для рекреационной деятельности, расположенного в 4 Г квартале Краснодарского лесничества, Елизаветинского участкового лесничества, часть выдела 1.
По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком в адрес Штомпеля А.Н. предоставлено письмо от 25.06.2020 исх. N из которого следует, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка необходима разработка материалов проектирования, данные о местоположении испрашиваемого лесного участка приняты к сведению.
Суд первой инстанции рассматривая спор, признавая изложенное в письме от 25.06.2020 исх. N административного ответчика незаконным, руководствуясь положения статей 7, 71, 73.1, 74, 78 Лесного кодекса Российской Федерации исходил из следующего.
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления.
В разбираемом случае, административным ответчиком указанные положения закона учтены не были, заявление Штомпеля А.Н. надлежащим образом не рассмотрено, решение о проведении либо отказе в проведении аукциона не принято.
Вместе с тем, суд первой инстанции находит неправомерным подменять функции Министерства природных ресурсов Краснодарского края и своим решением обязывать его предоставить в аренду Штомпелю А.Н. испрашиваемый лесной участок, исходя из чего не подлежат удовлетворению требования административного иска в данной части.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Необходимая совокупность обстоятельств, предусмотренная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела, судом первой инстанции не установлена.
Так, исходя и положений статьей 7 Лесного кодекса определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления, в том числе в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу статьи 73.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в следующих случаях: использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 78 Лесного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
При этом, организатор аукциона самостоятельно принимает решение о формировании лесных участков, выставляемых на аукцион.
В силу части 16 той же статьи документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона должна содержать: 1) проектную документацию лесного участка; 2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении предполагаемого к предоставлению в аренду лесного участка; 3) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений; 4) форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению.
Лесной питомник - это участок земли для выращивания сеянцев и саженцев лесных пород, плодовоягодных, а также черенков, которые высаживаются на лесокультурную площадь.
Лесной питомник рассчитан для следующих видов использования земельных (лесных) участков: выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), которые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации представляют собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-Ф3 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Между тем, как указал суд апелляционной инстанции, как видно из материалов дела лесной участок с учетом требования заявителя об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, не сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, лесной участок не может являться предметом аренды.
Ссылаясь на приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в аренду посредством аукциона, так как из представленных в материалы дела сведений публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Управления Росреетра по Краснодарскому краю, данные о категории земель, местоположении земельного участка с кадастровым номером N отсутствуют, следовательно, отказ министерства природных ресурсов Краснодарского края оформленный письмом от 25.06.2020 исх. N является правомерным.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Кроме того, судебная коллегия кассационной инстанции находит подтверждение изложенному в письме от 25.06.2020 исх. N о том, что согласно таксационным описаниям Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества лесной участок в границах выдела 1 квартала 4Г имеет характеристику - лесной питомник; по информации, содержащейся в открытом доступе (публичная кадастровая карта), размещенная на официальном сайте Управления Росреестра по Краснодарскому краю, данные о категории земель и местоположении земельного участка с кадастровым номером N отсутствуют; для рассмотрения вопроса предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером N необходима разработка материалов проектирования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 октября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.