Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы по кассационной жалобе В.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20.05.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11.11.2020 в удовлетворении исковых требований В.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20.05.2021 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований В.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о включении в общий стаж государственной гражданской службы периода работы заведующим отделом районного комитета КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В отмененной части по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требовании и возложении обязанности на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия включить период работы В.Б. заведующим отделом районного комитета КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий стаж государственной гражданской службы. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе В.Б. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов не учтены нормы Конституции Союза Советских Социалистических Республик, а также нормы законодательства о порядке исчисления стажа государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, В.Б. работал в Министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия в должности начальника отдела. Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ уволен с указанной должности, в связи с сокращением штата. С ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" В.Б. является получателем страховой пенсии по старости.
В июле 2019 года Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия направило в адрес Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия представление о назначении В.Б. пенсии за выслугу лет, так как его стаж государственной гражданской службы достиг 16 лет 8 месяцев 15 дней.
Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ В.Б. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием суммарной продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 10 лет и стажа 16, 6 лет. Общий стаж государственной гражданской службы В.Б. по подсчету ответчика составил 13 лет 6 месяцев 8 дней, в том числе 4 года стажа государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Обращаясь с иском в суд, В.Б. указал, что согласно трудовой книжке состоял в должности секретаря первичной партийной организации совхоза "Красный путиловец" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в Саратовской Высшей партийной школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся заведующим партийным кабинетом Ики-Бурульского райкома КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместителем заведующего отделом организационной и кадровой работы Ики-Бурульского райкома КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующим отделом организационной и кадровой работы Ики-Бурульского райкома КПСС. Указанные периоды подлежат включению в стаж государственной гражданской службы, поскольку работа в партийной организации была связана с непосредственным руководством и контролем деятельности районного исполнительного комитета сельского совета народных депутатов.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, из анализа приведенных правовых норм следует, что законодатель предусматривает при исчислении стажа государственной гражданской службы учитывать время работы до ДД.ММ.ГГГГ лишь в тех организациях и учреждениях, которые выполняли в соответствии в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством функции государственного управления.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Право государственных гражданских служащих на получение пенсии за выслугу лет является одной из гарантий, предусмотренных положениями главы 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Приобретение такого права поставлено в зависимость от продолжительности стажа государственной гражданской службы.
Согласно ч. 2 ст. 54 указанного закона стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу, а также зачета в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей устанавливается Указом Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Во исполнение данного положения Президентом Российской Федерации 19.11.2007 принят Указ N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации", которым утвержден Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532, предусмотрено, что в стаж гражданской службы государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации могут включаться (засчитываться) помимо периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, указанных в перечне, названном в пункте 2 настоящего порядка, также другие периоды службы (работы), предусмотренные законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532, предусмотрены периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14.03.1990 (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Республики Калмыкия от 13.06.2019 N 51-VI-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утверждаемому Главой Республики Калмыкия (далее - Реестр, должности государственной гражданской службы) при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с частью 1 ст. 3 данного закона лица, уволенные с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 ст. 33, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 ст. 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году, установленного приложением 2 к Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом особенностей, указанных в настоящей статье.
Из приложения N 2 к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2019 году должен составлять 16 лет 6 месяцев.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.