Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черниковой Татьяны Васильевны, поданную через суд первой инстанции 24 апреля 2021 г, на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г, по административному делу N 2а-219/2020 по административному исковому заявлению Главы Республики Бурятия Цыденова Алексея Самбуевича к Черниковой Татьяне Васильевне о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское".
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глава Республики Бурятия Цыденов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Черниковой Т.В.
В обоснование требований указал, что на имя Главы Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ поступила информация Прокуратуры Республики Бурятия о том, что в ходе проводимой прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проверки было установлено, что депутатом Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Черниковой Т.В. в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) за ДД.ММ.ГГГГ г. представлены недостоверные и неполные сведения. По поступившей информации Главой Республики Бурятия было принято решение об осуществлении проверки, в результате которой подтвердились факты представления Черниковой Т.В. недостоверных (неполных) сведений о доходах, которые не могут быть признаны несущественными.
Решением Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г, административные исковые требования удовлетворены, постановлено досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Муйского района Республики Бурятия Черниковой Т.В.
В кассационной жалобе Черникова Т.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрена обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7.3 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГ Черникова Т.В. избрана депутатом Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" по многомандатному избирательному округу N "Центральный". Черниковой Т.В. в рамках декларационной компании за ДД.ММ.ГГГГ годы были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на нее и члена семьи - супруга. ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Республики Бурятия поступила информация прокуратуры Республики Бурятия о том, что прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в ходе которой выявлено, что сведения в предоставленных Черниковой Т.В. декларациях о принадлежащем имуществе за ДД.ММ.ГГГГ годы являются недостоверными и неполными. По поручению Главы Республики Бурятия отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Комитета специальных программ Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия проведена проверка в отношении депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Муйского района Черниковой Т.В. по факту представления недостоверных (неполных) сведений о доходах ее и ее супруга за ДД.ММ.ГГГГ годы. В ходе проверки также выявлены факты представления депутатом Черниковой Т.В. недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ годы ее и ее супруга, аналогичные нарушениям, установленным проверкой, проведенной прокуратурой. Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах в отношении депутата Черниковой Т.В. не нарушен.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.4 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", часть 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-Ф3).
Согласно части 5.1. статьи 12 Закона Республики Бурятия от 16 марта 2009 N 701-IV "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия") проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи, осуществляется по решению Главы Республики Бурятия в порядке, установленном приложением 2 к названному Закону.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 2 к Закону Республики Бурятия "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по решению Главы Республики Бурятия. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина, претендующего на замещение должности, либо лица, замещающего должность, и оформляется в письменном виде.
В силу пункта 5 Приложения 2 основанием для осуществления проверки является представленная в письменном виде достаточная информация о представлении лицами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, лицами, претендующими на замещение должностей глав местных администраций (руководителей администраций) по контракту, лицами, замещающими должности глав местных администраций (руководителей администраций) по контракту, недостоверных и (или) неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
2) работниками подразделений кадровых служб органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проверку, предусмотренную пунктом 1 данного Положения;
3) постоянно действующими руководящими органами региональных отделений политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
4) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Республики Бурятия;
5) средствами массовой информации.
Суды, приходя к выводу о соблюдении порядка проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных депутатом Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Черниковой Т.В, и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, в то же время сослались на обстоятельства, которые не были предметом исследования ни суда первой, ни суда апелляционной инстанций.
Так в материалах дела отсутствует оформленное в письменном виде решение Главы Республики Бурятия о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных депутатом Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Черниковой Т.В, отсутствует информация органов прокуратуры, которая согласно доводам административного искового заявления явилась основанием для осуществления такой проверки.
Вышеизложенное свидетельствует о рассмотрении настоящего административного дела с нарушением положений части 2 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), согласно которым суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 КАС РФ).
В нарушение требований указанных норм процессуального закона судом первой инстанции не предложено административному истцу представить доказательства в подтверждение соблюдения порядка осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Черниковой Т.В, в то время как выяснение данных обстоятельств необходимо для правильного разрешения административного дела. Суд апелляционной инстанции данные нарушения не устранил.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым отменить решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2021 г.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.