N 88А-16246/2021
г. Кемерово 17 сентября 2021 года
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Конаревой И.А, рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Прокуратуры Республики Тыва на определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2021 года по заявлению о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года
по административному делу N 2а-5310/2019 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва" по необеспечению лиц, находящихся под стражей в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва", санитарной площадью не менее 4 кв.м. на одного человека, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года, оставленным без изменения кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года, удовлетворено административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва" по необеспечению лиц, находящихся под стражей в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва", санитарной площадью не менее 4 кв.м. на одного человека, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва" устранить допущенные путем обеспечения лиц, находящихся под стражей в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва санитарной площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека.
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва" (далее -ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва) обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 года заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года частично удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 2022 года.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2021 года, определение суда первой инстанции изменено, дополнена резолютивная часть после слов "выявленные нарушения до" словами "1 июля 2022 года", в остальной части определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прокуратурой Республики Тыва ставится вопрос об отмене определения Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 года и апелляционного определения Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2021 года с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. Полагает необоснованными выводы судов о наличии оснований для предоставления отсрочки до 1 июля 2022 года, отсутствие финансирования, по мнению автора жалобы, не является достаточным основанием для предоставления отсрочки.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены.
Из материалов дела следует, что в обоснование поданного заявления ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва указало на невозможность исполнения решения в трех месячный срок, ссылаясь на то, что в федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026г.г.), утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 N420 не запланировано строительство нового следственного изолятора, денежные средства на строительство не могут быть выделены ФСИН России, а внесение изменений в программу невозможно; целью увеличения камерной площади на 94, 1 кв.м. и лимита наполнения следственного изолятора на 22 человека, путем освобождения помещений душевых и переоборудования их в камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых, 11 января 2021 года во ФСИН России направлено письмо о рассмотрении вопроса по включению в федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)" реконструкции здания бани на 20 мест ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва, поскольку оно находится в аварийном состоянии.
Кроме того, заявитель указал на принятие на постоянной основе всех возможных мер соблюдения численности лиц, содержащихся под стражей и обеспечения их права на надлежащие материально-бытовые условия, установленные статьей 23 Федерального закона N103-ФЗ, путем направления соответствующей информации в судебные и следственные органы.
Удовлетворяя заявления ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что соответствующей целевой программой строительство нового следственного изолятора не запланировано; Управлением ФСИН России по Республике Тыва рассматривается возможность освобождения дешевых и переоборудование их в камеры для содержание подозреваемых и обвиняемых; направлено обращение о рассмотрении вопроса о включении в соответствующую федеральную целевую программу реконструкции здания бани на 20 мест ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва; проведено совещание об определении земельного участка под перенос ФКУ СИЗО -1 и ФКУ Исправительная колония -1 за пределы г. Кызыла по результатам которого определены сроки исполнения.
Судом учтено также, что заявителем принимаются иные возможные меры сокращения численности лиц, содержащихся под стражей и меры по обеспечению их прав на надлежащие материально-бытовые условия.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
С такими выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций судья кассационного суда общей юрисдикции находит противоречащим материалам дела и требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником решения суда в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
Вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, решается судом в том числе с учетом возможности исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Между тем, судом первой инстанции при рассмотрении заявления ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года указанные требования норм процессуального права не выполнены, разъяснения по их применению, содержащиеся в приведенных выше постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не учтены.
Суд первой инстанции ограничился указанием на приведенные заявителем обстоятельства в части невозможности строительства нового следственного изолятора, без оценки как доводов ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, так и возражений Прокуратуры Республики Тыва относительно предоставления отсрочки исполнения решения суда, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки судом также не исследована.
Допущенные судом первой инстанции при рассмотрении заявления ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 ноября 2019 года нарушения норм процессуального права не были устранены судом апелляционной инстанции.
При таком положении принятые по административному делу определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2021 нельзя признать законными, они подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 14 апреля 2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Конарева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.