Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеева О.Э., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Администрации Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса, поданную 20 сентября 2021 года, на определение судьи Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 апреля 2021 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения и определение судьи судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2021 года
по административному делу N 2а-760/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Мариинска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса в части организации ритуальных услуг и о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 2 октября 2019 года признано незаконным бездействие Администрации Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса в части решения вопроса местного значения - организации ритуальных услуг на территории Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса, на Администрацию Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса возложена обязанность создать на территории муниципального образования Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса специализированную службу по вопросам похоронного дела, установлен срок для выполнения обязанностей - не позднее 1 января 2021 года.
Администрация Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 2 октября 2019 года по административному делу N 2а-760/2019 до 31 декабря 2021 года.
В обоснование требований указано, исполнение указанного решения в установленный срок не представилось возможным, поскольку в 2020 году начата работа по преобразованию муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района. В состав Мариинского муниципального района в числе прочих поселений входит Белогородское сельское поселение Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса.
Советом народных депутатов Белогородского сельского поселения принято Решение от 19 ноября 2020 года N 2/2 "О выражении согласия населения Белогородского сельского поселения на объединение всех поселений, входящих в состав Мариинского муниципального района" выражено по результатам проведения публичных слушаний согласие населения Белогородского сельского поселения на объединение всех поселений, входящих в состав Мариинского муниципального района.
Губернатором Кемеровской области - Кузбасса Цивилевым С.Е. подписан Закон Кемеровской области - Кузбасса от 8 декабря 2020 N 140-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района", вступающий в силу 1 июля 2021 года (статья 4 Закона).
В целях исполнения вышеуказанного решения суда администрации Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса необходимо не менее 5 (пяти) месяцев после окончания преобразования муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района.
Определением Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 апреля 2021 года, оставленным без изменения определением судьи судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2021 года, в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 2 октября 2019 года отказано.
В кассационной жалобе Администрацией Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса ставится вопрос об отмене судебных актов. Указывают, что судами не приняты во внимание доказательства о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, свидетельствующих о проведении преобразования муниципальных образований, входящих в состав Мариинского муниципального района. Выражают несогласие с выводами судов о том, что Администрацией Белогородского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса не предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив административный материал, доводы кассационной жалобы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами таких нарушений при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не допущено.
В силу части статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Кроме того, как следует из пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения является составляющей частью судебного разбирательства, и сроки судебного разбирательства исчисляются со времени поступления искового заявления в суд до момента исполнения судебного акта. Неисполнение решения суда в свою очередь противоречит нормам Конвенции о защите прав человека и основных свобод, указывающим на то, что дело считается рассмотренным только в случае исполнения решения суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. С учетом этого при рассмотрении вопроса об отсрочке, рассрочке, изменения способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения, суд первой инстанции, с которым согласился судья апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что Администрацией Белогорского сельского поселения не представлено доказательств, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение судебного акта, и доказательств наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 2 октября 2019 года в установленный судом срок. Указанные заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения, поскольку в рассматриваемом случае представление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц с учетом характера допущенных нарушений. Оснований для отсрочки исполнения решения суда, которые имеют исключительный характер, создают препятствия к совершению исполнительных действий не установлено. Отсрочка исполнения решения отдаляет исполнение вступившего в законную силу судебного акта и приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что указанные заявителем обстоятельства не являются достаточными для удовлетворения заявления и предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, являлись предметом судебной оценки в судах и получили правильную правовую оценку. Фактически доводы кассационной жалобы выражают несогласие с судебным актом, находящимся на исполнении, не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для исполнения судебного акта, нарушений судами норм права не подтверждают.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 апреля 2021 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения и определение судьи судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.Э. Евтифеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.