Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2021-000560-76 (2-986/2021) по иску Б.Ю.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Б.Ю.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области - Кузбассе (межрайонному) (далее - УПФР в г. Кемерово) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж.
В обоснование требований указала, что 27 октября 2020 г. она обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Ленинском районе г. Кемерово с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением ответчика от 4 декабря 2020 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности (требуемый - 25 лет, а пенсионным органом засчитано - 16 лет 1 месяц 28 дней). Ответчик не принял к зачету в льготный стаж периоды: с 13 января 2005 г. по 2 февраля 2005 г. (20 дней) курсы повышения квалификации, с 1 августа 2012 г. по 6 июля 2014 г. (1 год 22 месяца 6 дней), с 7 июля 2014 г. по 31 августа 2014 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2014 г. по 6 июля 2015 г. (10 месяцев 6 дней), с 7 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2015 г. по 6 июля 2016 г. (10 месяцев 6 дней), с 7 июля 2016 г. по 31 августа 2016 г. (1 месяц 24 дня), с 1 сентября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (1 год 4 месяца 1 день), с 1 января 2018 г. по 27 октября 2020 г. (2 года 9 месяцев 26 дней) - работы учителем начальных классов в автономной некоммерческой организации "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" (далее - АНО "СОШ "ШАНС").
Считает отказ в назначении страховой пенсии по старости незаконным. Указывает, что в период с 1 августа 2012 г. и по настоящее время она осуществляет трудовую деятельность в АНО "СОШ "ШАНС" в должности учителя начальных классов, выполняет норму рабочего времени и педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, что подтверждается справкой АНО "СОШ "ШАНС", а также данными из индивидуальных сведений. Все необходимые отчисления, предусмотренные нормами законодательства, производились АНО "СОШ "ШАНС" в полном объеме. При этом бухгалтер указывал код особых условий, однако при получении документации пенсионный орган удаляет данные сведения из отчетности, ссылаясь на то, что организационно-правовая форма образовательной организации не соответствует требованиям закона, позволяющим указывать соответствующий код.
Полагает, что в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, указаны общеобразовательные школы всех наименований, поэтому периоды ее работы в должности учителя начальных классов в АНО "СОШ "ШАНС" должны быть включены в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Кроме того, считает, что период нахождения педагогического работника на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в том же порядке, что и стаж соответствующей профессиональной деятельности.
Просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово от 4 декабря 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, обязать ответчика включить в ее специальный стаж работу в период с 1 августа 2012 г. по 27 октября 2020 г. в АНО "СОШ "ШАНС", курсы повышения квалификации в период с 13 января 2005 г. по 2 февраля 2005 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчика включить в специальный трудовой стаж истца периоды курсов повышения квалификации в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19" г. Кемерово в период с 13 января 2005 г. по 2 февраля 2005 г, периоды работы в качестве учителя начальных классов в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель УПФР г. Кемерово ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 27 октября 2020 г. Б.Ю.П. обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Ленинском районе г. Кемерово с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Кемерово от 4 декабря 2020 г. N Б.Ю.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности (требуемый - 25 лет, ответчиком принято к зачету - 16 лет 11 месяцев 28 дней).
В стаж на соответствующих видах работ на основании Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, ответчиком не зачтены вышеуказанные периоды работы истца учителем начальных классов в АНО "СОШ "ШАНС", так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма учебных организаций - учреждение, а не организация, при этом стаж страхователем подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий.
29 мая 2001 г. негосударственному образовательному учреждению "Средняя образовательная школа "Шанс" выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
14 августа 2001 г. негосударственное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа "Шанс" реорганизовано в АНО "Средняя общеобразовательная школа "Шанс".
АНО "Средняя общеобразовательная школа "Шанс" имело также лицензии на осуществление образовательной деятельности: от 5 июня 2002 г. N, от 16 июня 2006 г. N, от 3 сентября 2009 г. N, от 19 июня 2014 г. N, свидетельство о государственной аккредитации от 26 ноября 2004 г. N, в котором установлен государственный статус: общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа.
Согласно Уставу АНО "Средняя общеобразовательная школа "Шанс" в редакции, действующей в период работы истца, АНО "Средняя общеобразовательная школа "Шанс" создано и действует в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами "О некоммерческих организациях", "Об образовании", другими действующими законодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом.
В соответствии с п. 4.2 Устава АНО "СОШ "ШАНС" основной целью Организации является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что при подсчете специального педагогического стажа пенсионным органом неправомерно не учтены спорные периоды ее работы учителем начальных классов в АНО "СОШ "Шанс" и период нахождения на курсах повышения квалификации с 13 января 2005 г. по 2 февраля 2005 г, поскольку АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС" осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Уставом, путем проведения процесса начального общего, основного общего и среднего общего образования и по своей организационно-правовой природе относится к общеобразовательным учреждениям в виде средней общеобразовательной школы, то есть, относится к общеобразовательным организациям, которые предусмотрены п. 1.1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, которая предусматривает, что основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в частности Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781) и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп.19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей).
При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет (определение Верховного суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. N 50-КГ18-13).
Списком N 781 (подлежащим применению к спорному периоду работы истца), в разделе 1.1 "Наименование учреждений" указаны школы всех наименований, центр образования.
Как следует из положений п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены в том числе учреждения.
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и на момент осуществления истцом педагогической деятельности в АНО "Средняя общеобразовательная школа "Шанс") учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности истца, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1 ст. 12 названного закона).
Согласно п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2013 г, в ч. 1 ст. 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
На основании системного толкования приведенных нормативных положений, суды пришли к правильному выводу о том, что образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Пунктом 4 Правил N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка (абз. 2 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30).
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Установив, что с 1 августа 2012 г. по 27 октября 2020 г. Б.Ю.П. работала в должности учителя начальных классов АНО "Средняя общеобразовательная школа "ШАНС", согласно справке АНО "СОШ "ШАНС" N 78 от 4 декабря 2020 г. Б.Ю.П. выполняла норму рабочего времени, педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассатора о том, что такая организационно-правовая форма как автономная некоммерческая организация не предусмотрена Списком N 781 были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные организации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем, закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и в правах обучающихся в этих образовательных организациях, работников образовательных организаций, в том числе в праве на пенсию за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных организаций Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных организаций.
Довод кассационной жалобы о том, что страхователем не подтвержден стаж работы истца с кодом особых условий, также не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку также был предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который верно указал, что возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при предоставлении сведений в Пенсионный фонд работодатель не поставил ему код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. По смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии педагогу является непосредственное осуществление педагогической деятельности, работа с детьми. Кроме того, доводы истца о том, что работодателем сведения о льготных условиях передаются ответчику, однако, ответчик исключает указанные сведения со ссылкой на несоответствие организационно-правовой формы работодателя требованиям закона, ответчиком в ходе рассмотрения дела опровергнуты не были.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Учитывая, что определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.