Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1492/2020, УИД 38RS0023-01-2020-002333-16 по исковому заявлению Ефименко Ивана Михайловича, Давидян Татьяны Михайловны к муниципальному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании виновным бездействия по непринятию мер по внесению корректировок границ зоны затопления, возложении обязанности включить жилой дом, в перечень домов (улиц) попавших в зону чрезвычайной ситуации, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Ефименко Ивана Михайловича, Давидян Татьяны Михайловны на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ефименко И.М. и Давидян Т.М. обратились в суд с иском к муниципальному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании виновным бездействия по непринятию мер по внесению корректировок границ зоны затопления, возложении обязанности включить жилой дом в перечень домов (улиц) попавших в зону чрезвычайной ситуации, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование исковых требований Ефименко И.М. и Давидян Т.М. указали, что являются собственниками жилого дома, распложенного по адресу: "адрес", другого жилого имущества в собственности не имеют. Данный жилой дом пострадал в результате наводнения в июне 2019 года, постановлением N от 9 декабря 2019 г. признан непригодным для проживания и подлежащим сносу по основаниям, указанным в абзаце 2 пункта 33 Положения о признании и помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
До настоящего времени в соответствии с постановлением Муниципального образования "город Тулун" N 1047 от 29 июня 2019 г. жилой дом так и не был включен в перечень домов попавших в зону чрезвычайной ситуации, что препятствует истцам в получении социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области", реализации иных прав, предусмотренных действующим законодательством.
Ефименко И.М. и Давидян Т.М. просили суд признать виновным бездействие муниципального учреждения "Администрация городского муниципального образования "город Тулун" по непринятию мер по внесению корректировок границ зоны затопления чрезвычайной ситуации г. Тулуна, с учётом нахождения жилого дома общей площадью 26 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в зоне затопления. Обязать муниципальное учреждение "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун" включить жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в перечень домов (улиц) попавших в зону чрезвычайной ситуации, с внесением изменений в постановление N 1047 от 26 сентября 2019 г. Признать за Ефименко И.М. и Давидян Т.М. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого дома, общей площадью 26 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вследствие чрезвычайной ситуации (наводнения) в июне - июле 2019 года в городе Тулуне, Иркутской области. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчиков привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от 3 ноября 2020 г. произведена замена процессуального статуса Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчиков, на ответчика.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ефименко И.М. и Давидян Т.М. просят отменить решение Тулунского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ефименко И.М. и Давидян Т.М. являются наследниками имущества Е, умершего ДД.ММ.ГГГГ, которое состоит из жилого дома, находящегося по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 26 кв.м, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности (т. 1, л.д. 60, 61).
Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" жилой дом по адресу: "адрес", не входит в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации городского округа муниципального образование "город Тулун" N от 9 декабря 2019 г. "О признании жилого помещения непригодным для проживания", жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания и подлежащим сносу по основаниям, указанным в абзаце 2 пункта 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, что также подтверждается актом обследования помещений N от 28 ноября 2019 г. и заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом N от 28 ноября 2019 г. (т.1, л.д. 10-15).
Ефименко И.М. и Давидян Т.М. 22 июня 2020 г. обратились в администрацию г. Тулуна с заявлением о принятии всего комплекса мер по корректировке границ зоны затопления г. Тулун и внесении сведений в государственный кадастровый учет недвижимости и внесении все необходимые изменения в документы и предоставлении социальной выплаты на приобретение нового жилья.
Как следует из ответа N от 8 июля 2020 г. Муниципального учреждения "город Тулун", ими принимаются все меры по корректировке границ затопления города Тулуна в рамках имеющихся полномочий. Кроме того, сообщается, что в целях обеспечения жильём граждан, пострадавших от негативных последствий, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области (грунтовые воды), Правительством Иркутской области разработана программа "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области на 2020-2014 годы" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье". Программа утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 28 мая 2020 г. N384-пп "О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Доступное жильё" на 2019-2024 годы. В перечень многоквартирных и индивидуальных домов, которые планируются расселить в рамках указанной подпрограммы, вошёл жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (т.1 л.д.18, 19).
Согласно ответа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N от 8 июля 2020 г. на обращение Ефименко И.М. и Давидян Т.М. по вопросу предоставления социальной выплаты, следует, что порядок и условия предоставления гражданам социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения утверждён постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты удостоверяется, в том числе при подтверждении нахождения утраченного жилого помещения в границах, подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сведений о признании жилого помещения утраченным. В целях определения границ подтопления (затопления) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп установлено описание границ, подтопленных (затопленных) зон, в границах населённых пунктов муниципальных образований Иркутской области. По вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания и внесения границы, подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации необходимо обратиться в администрацию муниципального образования "город Тулун" по адресу: "адрес" (т. 1, л.д.20-21).
Согласно сведениям, предоставленным ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял ранее на учёте ОГКУ "УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району" как получатель меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по адресу: "адрес". Мера прекращена с 1 декабря 2019 г. в связи со смертью получателя. За другими мерами социальной поддержки Е. не обращался (т.1, л.д.194).
Судом установлено, что муниципальное учреждение "Администрация города Тулуна" направляло 11 июня 2020 г. письменные обращения в адрес министра природных ресурсов и экологи Иркутской области, руководителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, начальника Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области, в которых, ссылаясь на порядок определения границ зоны затопления, установленный Положением о зонах затопления, подтопления, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, указывая на тот факт, что Енисейским бассейновым водным управлением на основании приказа N от 2 августа 2019 г. установлены границы зоны затопления. В мае 2020 г. зона затопления в границах территории г. Тулуна уточнена приказом Енисейского бассейнового водного управления от 13 мая 2020 г. N, в зону затопления включен в том числе, жилой дом по адресу: "адрес", который фактически не был затоплен паводковыми водами в результате наводнения, произошедшего в июне 2019 г. Просили принять меры для изменения зоны затопления в границах г. Тулуна Иркутской области, путём приведения её в соответствии с фактическими границами, установленными перечнем улиц, попавших в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории муниципального образования "город Тулун" в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года, утверждённым постановлением от 29 июня 2019 г. N1047 "Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации (с изменениями и дополнениями), а также приостановить постановку на кадастровый учёт новых границ затопления, установленных приказом Енисейского бассейна водного управления от 13 мая 2020 г. N, так как они подготовлены без учёта предложений администрации города Тулуна (т. 1, л.д.161, 162).
Также судом установлено, что приказом N от 13 мая 2020 г. Енисейского бассейнового водного управления внесены изменения в приказ N от 2 августа 2019г. и установлены зоны затопления территории, прилегающей к р. Ия, Азей и р. Тулунчик в г. Тулун Тулунского района на территории Иркутской области с графическим описанием зоны затопления, согласно приложению N 1, координатами характерных точек границы зоны затопления, согласно приложению N 2 (размещено на сайте Федерального агентства водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления). С учётом принятых изменений жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в зону затопления.
Из заключения кадастрового инженера от 21 октября 2020 г. N, представленного истцами, следует, что жилой дом по адресу: "адрес", площадью 26 кв.м, с кадастровым N, полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории, т.е. полностью находится в зоне затопления, а земельный участок по адресу: "адрес", частично находится в зоне с особыми условиями использования территории, т.е. частично находится в зоне затопления (т. 1, л.д.106-114).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г..N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области", постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (вместе с "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения"), ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 ("Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации.
Термины и определения"), утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 25 мая 1995 г..N 267, постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г..N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", с учётом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что жилой дом истцов стал непригодным для проживания в результате подтопления, а не в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области, решение об утверждении границ зоны чрезвычайной ситуации принято ответчиком в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Также суд первой инстанции исходил из того, что получение меры социальной поддержки в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утверждённым постановлением Правительства Иркутской области N 556-п, носит заявительный характер, и обращение в суд в обход данной процедуры и порядка, недопустим.
Суд первой инстанции не принял в качестве относимого и допустимого доказательства заключение кадастрового инженера от 21 октября 2020 г. N 11, указав, что данное заключение носит информационный характер, что не может быть принято во внимание при разрешении требований о признании виновным бездействия ответчика по непринятию мер по внесению корректировок границ зоны затопления и внесении сведений в государственный кадастровый учёт недвижимости в отношении указанного в заключении дома.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Администрации городского округа муниципального образования - "город Тулун" от 27 июня 2019 г. N 1042 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования - "город Тулун" с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования - "город Тулун" введён режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктами 10, 11, 16 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях выдачи которого граждане обращаются с заявлением по установленной форме в уполномоченный исполнительным органом государственной власти Иркутской области с приложением соответствующих документов, после получения которых учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения, в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определённой решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Постановлением администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 29 июня 2019 г. N 1047 "Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации" (с изменениями и дополнениями на момент рассмотрения дела по существу) утверждена зона чрезвычайной ситуации, сложившаяся в результате наводнения на территории муниципального образования "город Тулун".
Постановлением администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 6 сентября 2019 г. N 4360 "Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшего в июле 2019 года" (с изменениями и дополнениями на момент рассмотрения дела по существу) утверждена зона чрезвычайной ситуации, сложившаяся в результате наводнения на территории муниципального образования "город Тулун" (размещены на сайте администрации города Тулуна).
В перечень улиц, попавших в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории муниципального образования - "город Тулун" в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года жилой дом по адресу: "адрес", не включен.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 названного кодекса).
Согласно части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - Положение о зонах затопления, подтопления (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 названного положения).
Согласно пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций определены в части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
Разрешая заявленные Ефименко И.М, Давидян Т.М. требования о признании незаконным бездействия МУ "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун" по непринятию мер по внесению корректировок границ зоны чрезвычайной ситуации г. Тулун с учётом нахождения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в зоне затопления, возложении на МУ "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун" обязанности включить данный жилой дом в перечень домов, попавших в зону чрезвычайной ситуации, внести изменения в постановление администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 29 июня 2019 г. N 1047 "Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации", суды нижестоящих инстанций правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, пришли к соответствующим установленным по делу обстоятельствам выводам, что решение об утверждении границ зоны чрезвычайной ситуации принято МУ "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун" в пределах предоставленной компетенции.
При этом суд первой инстанции обоснованно учёл, что заключением межведомственной комиссией от 9 декабря 2019 г. N жилой дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания на основании абзаца 2 пункта 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В соответствии с абзацем 2 пункта 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Заключение межведомственной комиссии истцами не оспорено, новое обследование межведомственной комиссией как уполномоченным органом не проводилось.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что спорный жилой дом признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими с июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, материалы дела не содержат, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного жилого дома в перечень домов (улиц), попавших в зону чрезвычайной ситуации.
Разрешая требования истцов о признании за ними права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, предусматривающим обязательный заявительный порядок.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителей при рассмотрении дела судами как первой, так и апелляционной инстанций, а также сводятся к несогласию с оценкой, данной судами первой и апелляционной инстанции установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Несогласие подателей кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ефименко Ивана Михайловича, Давидян Татьяны Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.