Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном гражданское дело N 2-203/2021 (УИД N) по иску Сароян А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сароян А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) (далее - УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 4 июня 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением УПФР в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 17 июня 2020г. N отказано в назначении страховой пенсии. Отказ в назначении пенсии мотивирован отсутствием достаточного стажа и величины коэффициента. Ответчиком не учтен период работы Сароян А.А. с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г. на ковровой фабрике г. Камо Республики Армения, так как отсутствует информация о том, что за данный период работы на территории Республики Армения производилась уплата страховых взносов. Однако при обращении с заявлением в пенсионный орган истец представила необходимые справки. Истец полагает, что имеет право на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации с 4 июня 2020 г.
Сароян А.А. просила суд признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 17 июня 2020г. N об отказе в назначении страховой пенсии, обязать ответчика включить в страховой стаж работы Сароян А.А. период с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г, назначить истцу страховую пенсию с 4 июня 2020 г.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 января 2021 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 июня 2020 г. N в части отказа в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием регистрации Сароян А.А. по месту жительства, в части не включения в страховой стаж Сароян А.А. периода работы с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г. на ковровой фабрике г. Камо Республики Армения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в стаж Сароян А.А, дающий право на назначение пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по 31 октября 1995 г. на ковровой фабрике г. Камо Республики Армения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить Сароян А..А. страховую пенсию по старости с 4 июня 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 января 2021 г. изменено в части момента назначения Сароян А.А. страховой пенсии по старости. Постановлено обязать УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить Сароян А.А. страховую пенсию по старости с 30 июня 2020 г.
УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных и отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 июня 2020 г. Сароян А.А. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 17 июня 2020 г. N Сароян А.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
В страховой стаж истца УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) были выключены периоды работы в ПО "Диаполь" г. Камо Республики Армения с 24 августа 1982 г. по 4 апреля 1989 г. и на ковровой фабрике Республики Армения с 1 мая 1989 г. по 31 декабря 1990 г.
Дальнейший период работы истца на ковровой фабрике г. Камо Республики Армения с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г. не был включен ответчиком в страховой стаж, необходимый для назначения истцу страховой пенсии по старости по причине того, что за данный период работы истца на территории Республики Армения не производилась уплата страховых взносов.
Продолжительность страхового стажа истца, согласно расчету ответчика, составила 8 лет 03 месяца 12 дней, ИПК 13, 688.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ"О страховых пенсиях", Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 г. N1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", исходя из того, что законом право на назначение пенсии не связывается с условием обязательной регистрации по месту жительства, факт осуществления трудовой деятельности Сароян А. А. в период с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г. на ковровой фабрике г. Камо Республики Армения нашел свое подтверждение материалами дела, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решения УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 июня 2020 г. N в части отказа в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием регистрации Сароян А.А. по месту жительства, в части не включения в страховой стаж Сароян А.АА. периода работы с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г. на ковровой фабрике г. Камо Республики Армения, и удовлетворении исковых требований об обязании УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в стаж Сароян А.А, дающий право на назначение пенсии по старости вышеуказанные периоды ее работы, обязании УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить Сароян А.А. страховую пенсию по старости с 4 июня 2020 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, согласился с указанными выводами суда первой инстанции в части наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о включении спорного периода работы в стаж истца для назначения Сароян А.А. страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности по назначению страховой пенсии по старости.
Однако, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда пришла к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части даты, с которой подлежит назначению Сароян А.А. страховая пенсия по старости, и с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ и Федерального закона от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ пришел к выводу о назначении Сароян А.А. страховой пенсии по старости с 30 июня 2020 г, поскольку истец достигла возраста 55 лет и 6 месяцев 30 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанции.
Основания и порядок назначения страховых пенсий устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
13 марта 1992 г. было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Участниками данного Соглашения являются Российская Федерация и Республика Армения.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу статьи 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (часть 1 статьи 6 Соглашения).
В силу пункта 5 распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из приведенных нормативных положений в их системном толковании с разъяснениями, утвержденными распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N 99р, следует, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность включения в страховой стаж лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, периодов работы, имевших место на территории любого из указанных государств до 01 января 2002 г, то есть до введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ, независимо от отчисления работодателем страховых взносов в компетентные органы того государства, на территории которого данные периоды работы имели место быть.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, действовавшей до 01 января 2019 г, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ в Федеральный закон "О страховых пенсиях" были внесены изменения в части возраста, с которого возникает право на назначение страховой пенсии по старости.
Право на страховую пенсию в редакции Федерального закона "О страховых пенсиях" по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В Приложении 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" закреплены переходные положения.
Согласно указанному приложению, при достижении женщинами возраста 55 лет в 2019 году пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев, то есть по достижению возраста 56 лет.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", и которые в период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 г, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста.
Таким образом, женщины, достигшие возраста 55 лет в 2019 году, при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, будут иметь право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (с учетом внесенных изменений) в возрасте 55 лет и 6 месяцев.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции, установив, что период работы истца, который не был включен ответчиком в страховой стаж, имел место на территории Республики Армения с 1 января 1991 г. по 31 октября 1995 г, то есть до введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, факт работы подтвержден материалами дела, Сароян А.А. ранее проживала в г. Камо Республики Армения, являлась гражданкой Республики Армения, с 23 мая 2016 г. приобрела гражданство Российской Федерации, согласно свидетельству N 2016, зарегистрирована по месту пребывания в Российской Федерации и обратилась в пенсионный орган по месту своего жительства для целей оформления страховой пенсии по старости, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж истца спорного периода, поскольку его включение в такой стаж допускается независимо от отчисления работодателем страховых взносов ввиду переезда Сароян А.А. на территорию Российской Федерации из Республики Армения, то есть из государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что отсутствие у Сароян А.А. постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не может рассматриваться как основание для отказа в назначении такой пенсии.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается, в частности, жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции верно указал, что отсутствие у Сароян А.А. постоянной регистрации по месту жительства на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии не препятствовало ответчику назначить такую пенсию, поскольку в противном случае право истца на пенсионное обеспечение было бы необоснованно ограничено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии с 30 июня 2020 г. в связи с регистрацией истца по месту постоянного проживания в "адрес" только 11 декабря 2020 г. не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, Сароян А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" 28 апреля 2020 г. по 28 апреля 2030 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика суды первой и апелляционной инстанций разрешили спор в указанной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы ответчика.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, и по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что не входит в полномочия кассационного суда в соответствии с положениями части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 11 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.