Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10/2021 (УИД 54RS0021-01-2020-000411-56) по иску Шевченко Олега Владимировича к Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, обязании возобновить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 апреля 2020 г, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г.
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Шевченко Олега Владимировича, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шевченко Олег Владимирович (далее по тексту - Шевченко О.В.) обратился в Колыванский районный суд Новосибирской области с иском к Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" (далее по тексту - ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района") о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работникам образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, обязании возобновить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 апреля 2020 г. бессрочно.
Решением Колыванского районного суда Новосибирской области от 3 февраля 2021 г. исковые требования Шевченко О.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г. решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 3 февраля 2021 г. отменено. Принято новое решение об удовлетворении исковых требований Шевченко О.В. Отказ ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Шевченко О.В. признан незаконным по основаниям, предусмотренным Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области". На ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" возложена обязанность возобновить выплату Шевченко О.В. с 1 апреля 2020 г. компенсации расходов по оплате.
Министерство труда и социального развития Новосибирской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что истец, претендуя на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, должен соответствовать всем критериям, позволяющим отнести его к категории лиц, имеющих право на данную льготу, в том числе достигнуть возраста 60 лет, вместе с тем, указанному критерию Шевченко О.В. не отвечает, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г. отменить, оставить в силе решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 3 февраля 2021 г.; кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г. отменить, оставить в силе решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 3 февраля 2021 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что право Шевченко О.В. на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не нарушено. Как педагогическому работнику компенсация Шевченко О.В. может быть предоставлена в случае, если до достижения возраста 60 лет он будет работать в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 статьи 2 Закона Новосибирской области N 493-ОЗ. Истец, претендуя на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, должен соответствовать всем критериям, позволяющим отнести его к категории лиц, имеющих право на данную льготу, в том числе достигнуть возраста 60 лет, вместе с тем, указанному критерию Шевченко О.В. не отвечает. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Шевченко О.В, его представитель по доверенности Бондаренко Елена Анатольевна в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г, просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шевченко О.В. с 16 августа 1989 г. по 31 марта 2020 г. работал учителем в МБОУ "Колыванская средняя общеобразовательная школа N 2", что подтверждается трудовой книжкой.
В период работы учителем Шевченко О.В. пользовался льготой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Досрочная страховая пенсия по старости Шевченко О.В. назначена с 12 октября 2012 г. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 10 апреля 2020 г. уведомлением ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" N 445 от 10 апреля 2020 г. Шевченко О.В. было отказано в предоставлении данной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие требованиям пункта 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493 - ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Шевченко О.В, полагая отказ в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г..N 493 - ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г..N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г..N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителей, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрена педагогическим работникам, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанные положения законодательства не предусматривают сохранение права на ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения при досрочном назначении пенсии по старости.
Истец, претендуя на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, должен соответствовать всем критериям, позволяющим отнести его к категории лиц, имеющих право на данную льготу, в том числе достигнуть возраста 60 лет. Вместе с тем, истец указанному критерию не отвечает.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав на нарушение и неверное применение судом норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в Законе Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493 - ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" условие о достижении какого-либо возраста отсутствует. Главное, чтобы на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г. (к каковой относится и пенсия в связи с педагогической деятельностью, назначаемая ранее установленного законом общего возраста выхода на пенсию) такое лицо работало в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 статьи 2; стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составлял не менее 10 лет; оно имело право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом и проживало в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области. Шевченко О.В. на момент увольнения из школы всем перечисленным требованиям закона соответствовал.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 декабря 2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работникам образования, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, регламентированы Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" (далее по тексту - Закон Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493 - ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ действие настоящего Закона распространяется на педагогических работников государственных образовательных организаций Новосибирской области, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций, руководителей государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и их заместителей, старших мастеров, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области (далее - работники образования), а также на проживающих совместно с ними членов их семей.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи; стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет не менее 10 лет; они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
В статье 3 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ установлено, что работникам образования предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и установив, что Шевченко О.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 12 октября 2012 г, с 16 августа 1989 г. по 31 марта 2020 г. работал учителем в МБОУ "Колыванская средняя общеобразовательная школа N 2", стаж его работы в сельской местности на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 статьи 2 Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493 - ОЗ, составляет не менее 10 лет, он имел право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с указанным Законом, проживал и проживает в сельской местности на территории Новосибирской области, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Шевченко О.В.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
В судебном постановлении суда апелляционной инстанции приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб о том, что Шевченко О.В. не соответствует условиям, предусмотренных Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ, для сохранения права на меры социальной поддержки, поскольку не достиг 60-летнего возраста, основанием для отмены обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции служить не могут, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ условие о достижении какого-либо возраста не предусмотрено. Имеет значение только то, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством к которой относится и пенсия в связи с педагогической деятельностью, назначаемая ранее установленного законом общего возраста выхода на пенсию, такое лицо работало в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 статьи 2; стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составлял не менее 10 лет; оно имело право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом и проживало в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области. Шевченко О.В. право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не утратил, поскольку на момент увольнения со школы являлся получателем пенсии по старости и педагогом, работающим в сельской местности.
По существу приведенные в кассационных жалобах доводы являются процессуальной позицией ответчиков, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали выводы суда, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование ответчиками норм материального права, в том числе со ссылкой на судебную практику не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права с учетом установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства труда и социального развития Новосибирской области, Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Колыванского района" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.