Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3/2021 N) по иску Иргит А.Б. к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" о взыскании задолженности по выплате доплаты заработной платы до уровня прежней
по кассационной жалобе Иргит А.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иргит А.Б. обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский район Республики Тыва" (далее - администрация района) о взыскании задолженности по выплате доплаты заработной платы до уровня прежней.
Исковые требования мотивированы тем, что с 26 июня 2017 г. по 1 октября 2019 г. истец работал в должности заместителя председателя - начальника Управления сельского хозяйства администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва.
Согласно распоряжению председателя администрации района N-лс от 1 октября 2019 г. "О расторжении трудового договора с муниципальным служащим" Иргит А.Б. был переведен на должность главного инженера -механика Управления сельского хозяйства администрации Бай-Тайгинского района.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 54 Устава муниципального района гарантируется, что руководители органов местного самоуправления, их заместители продолжают получать назначенную заработную плату с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение 6 месяцев. В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней заработной платы, производится доплата до уровня прежней заработной платы с учетом индексации, но не более 6 месяцев со дня ухода с должности. 29 октября 2019 г. истцом в администрацию района направлено заявление о выплате компенсации согласно статье 54 Устава, которое до настоящего времени не исполнено, чем нарушены его права, как муниципального служащего.
Иргит А.Б. просил суд взыскать с муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в его пользу задолженность по выплате доплаты заработной платы до уровня прежней в размере 151 432 рублей.
Решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 г. в удовлетворении искового заявления Иргита А.Б. к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" о взыскании задолженности по выплате доплаты заработной платы до уровня прежней размере 151 432 рублей отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлечении к участию в деле в качестве соответчика Муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства Бай-Тагинского района".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 27 апреля 2021 г. решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва 8 февраля 2021 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Иргита А.Б. к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский район Республики Тыва" о взыскании задолженности по выплате доплаты к заработной плате отказано.
Иргит А.Б. на решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 27 апреля 2021г. подана кассационная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением председателя администрации муниципального района "Бай-Тагинский район Республики Тыва" N 46 от 26 июня 2017 г. Иргит А.Б. назначен на должность муниципальной службы, заместитель председателя - начальник Управления сельского хозяйства администрации муниципального района "Бай-Тайгинский район Республики Тыва" с 26 июня 2017 г, установлен должностной оклад - 3 966 рублей, надбавка за выслугу лет 10 %, должностной оклад за классный чин 2 417 рублей 26 июня 2017 г. между администрацией и Иргитом А.Б. заключен трудовой договор N на срок с 26 июня 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
1 октября 2019 г. Иргитом А.Б. подано заявление о согласии с переводом к другому работодателю - в Управление сельского хозяйства с 1 октября 2019 г, в связи с чем распоряжением N-лс от 1 октября 2019 г. действие трудового договора N от 26 июня 2017 г. прекращено, Иргит И.Б. уволен с 1 октября 2019 г. в связи с переводом с его согласия к другому работодателю, согласно пункту 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приказом муниципального учреждения "Управление сельского хозяйства Бай-Тагинского района" N от 23 июня 2020 г. действие трудового договора от 1 октября 2019 г. N прекращено, Иргит А.Б, занимавший должность главного инженера-механика, уволен с 23 июня 2020 г. в связи с сокращением штата по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, основание - приказ от 18 марта 2020 г. N 5 "О внесении изменений в штатное расписание".
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Уставом муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку требования истца о взыскании задолженности по выплате доплаты заработной платы до уровня заработной платы по прежней должности основаны на пункте 3 части 3 статьи 54 Устава, противоречащей требованиям федерального законодательства, данная норма не подлежит применению при регулировании спорных правоотношений.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что к участию в деле не было привлечено Муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства Бай-Тагинского района" перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции отменил решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 8 февраля 2021 г. и принял новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Иргита А.Б. к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский район Республики Тыва" о взыскании задолженности по выплате доплаты к заработной плате отказал.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату прекращения с истцом трудового договора - 1 октября 2019 г. действовал Устав муниципального района "Бай-Тагинский район республики Тыва" в новой редакции, принятой решением Хурала представителей Бай-Тагинского района Республики Тыва N144 от 3 июля 2019 г, согласно которой из Устава были исключены гарантии для муниципальных служащих, закрепленные в ранее действовавшей редакции статьи 54 Устава.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ).
В статье 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Также закреплено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Отдельные отношения, связанные с муниципальной службой в Республике Тыва регулируются в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" - Законом Республики Тыва от 25 апреля 2018 г. N368-ЗPT "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Республике Тыва".
Закон Республики Тыва от 12 января 2000 года N389 "О муниципальной службе", предусматривавший гарантии для муниципального служащего в виде денежного содержания и иных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Тыва и нормативными правовыми актами муниципального образования, - утратил силу со дня вступления в силу Закона Республики Тыва от 25 апреля 2018 г. N368-3PT "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Республике Тыва". Указанный закон от 25 апреля 2018г. опубликован 3 мая 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Статьей 5 данного закона предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, в состав которого включаются: должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми Хуралом представителей соответствующего муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом.
Размеры расходов муниципального образования на денежное содержание муниципальных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, определяются местным бюджетом в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно статье 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставленное данной нормой право органы местного самоуправления обязаны реализовывать с соблюдением требований части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Из Устава муниципального образования, принятого решением Хурала представителей Бай-Тайгинского района N 84 от 15 марта 2005 г, с изменениями, внесенными решением Хурала представителей муниципального района N 108 от 26 сентября 2018 г, следует, что в статье 54 Устава были закреплены гарантии для муниципальных служащих.
В частности, частью 3 статьи 54 Устава было предусмотрено, что руководители органов районного самоуправления, их заместители, руководители структурного подразделения органов районного самоуправления продолжают получать назначенную им заработную плату с учётом индексации до устройства на новое место работы в течение 6-ти месяцев после освобождения их от должностных обязанностей в следующих случаях: после удовлетворения заявления о добровольной отставке руководителей местного самоуправления, если они проработали не менее 1-го года. В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата до уровня прежней зарплаты с учётом индексации, но не более 6-ти месяцев со дня ухода с должности. Доплата производится из местного бюджета.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд апелляционной инстанции, установив, что на дату прекращения с истцом трудового договора, то есть 1 октября 2019 г, действовал Устав Муниципального района "Бай-Тайгинский район Республики Тыва" в новой редакции, принятый решением Хурала представителей Бай-Тайгинского района Республики Тыва N 144 от 3 июля 2019 г, из которой были исключены гарантии для муниципальных служащих, закрепленные в ранее действовавшей редакции статьи 54 Устава от 15 марта 2005 г, бюджет муниципального района "Бай-Тайгинский район Республики Тыва" на 2018-2020 годы являлся дотационным, поскольку доходы бюджета на 2018 год составили 498523, 4 тыс. рублей, из которых финансовая помощь из республиканского бюджета составила 465300, 4 тыс. рублей, на 2019 год - 456140, 9 тыс. рублей, из которых финансовая помощь из республиканского бюджета составила 421442, 9 тыс. рублей, на 2020 год - 458821, 3 тыс. рублей, из которых финансовая помощь из республиканского бюджета составила 422383, 3 тыс. рублей, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы жалобы истца о необходимости применения Устава в редакции от 15 марта 2005 года к спорным правоотношениям судебная коллегия находит неверными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку с вступлением в силу нового нормативного правового акта, Устав муниципального района "Бай-Тагинский кожуун Республики Тыва", принятый Решением Хурала представителей муниципального района "Бай-Тагинский кожуун Республики Тыва" от 15 марта 2005 г. N84 утратил силу.
При вынесении обжалуемого апелляционного определения суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов", согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счёт средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета. В равной степени это правило распространяется и на правоотношения между органами местного самоуправления (администрацией района) и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Соответственно, реализация органом местного самоуправления субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим руководящие должности в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств республиканского или федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доказательств наличия у администрации района собственных доходов, за счет которых возможно было бы осуществить истцу доплату к заработной плате, судом апелляционной инстанции установлено не было.
С учетом изложенного, исключения из Устава Бай-Тайгинского района в редакции решения от 3 июля 2019 года N144 дополнительных гарантий по выплате доплат к заработной плате руководителям органов местного самоуправления, их заместителям, позиция суда апелляционной инстанции является правомерной.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца суд апелляционной инстанции разрешилспор в указанной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы истца.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, и по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, что не входит в полномочия кассационного суда. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебного акта или которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иргита А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.