Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-378/2021 (УИД 19RS0002-01-2021-000167-67) по иску Лобачева Игоря Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы в льготный страховой стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, назначении ежемесячной доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобачев Игорь Васильевич (далее по тексту - Лобачев И.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г..Черногорске Республики Хакасия (межрайонное), ответчик) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, и ее назначении. Требования мотивировал тем, что решением ответчика от 28 ноября 2019 г..ему отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г..N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" по причине недостаточности страхового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчиком не включены периоды работы по ведущим профессиям: в Объединении "Енисейзолото" Министерства цветной металлургии СССР "Союззолото" на шахте "Северная" Коммунаровского рудника учеником проходчика подземных работ с 18 декабря 1981 г..по 24 февраля 1982 г..; проходчиком 4 и 6 разряда подземных работ с 25 февраля 1982 г..по 16 февраля 1988 г..; проходчиком подземным 5 разряда шахты "Северная" открытого акционерного общества "Коммунаровский рудник" (далее - ОАО "Коммунаровский рудник") с 20 мая 2003 г..по 29 июля 2003 г, поскольку работа в указанные периоды не была связана с добычей угля и сланца; проходчиком подземным 4 разряда на участке подготовительных работ N 1 шахты "Хакасская" Производственного объединения "Красноярскуголь" со 2 января 1989 г..по 7 июня 1989 г, ввиду того, что в указанный период он проходил обучение с отрывом от производства; проходчиком подземным 5 разряда на участке подготовительных работ шахты "Хакасская" общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" г..Черногорск (далее - ООО "СУЭК-Хакасия") 13 ноября 2012 г, поскольку на шахте не производилась добыча угля; проходчиком подземным 5 разряда на участке подготовительных работ шахты "Хакасская" ООО "СУЭК-Хакасия" с 29 января 2013 г..по 31 января 2013 г, с 1 апреля 2013 г..по 3 апреля 2013 г, с 30 мая 2013 г..по 31 мая 2013 г, с 1 августа 2013 г..по 3 августа 2013 г..по причине его нахождения в командировке с сохранением заработной платы.
Также ответчиком не включены в страховой стаж периоды работы по неведущим профессиям: учеником мастера-взрывника подземного участка взрывных работ шахты "Хакасская" Производственного объединения "Красноярскуголь" с 8 июня 1989 г..по 21 июля 1989 г, поскольку для их включения в стаж подземной работы по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1), необходимо отработать полный год; мастером взрывника подземного 4 разряда участка взрывных работ акционерного общества открытого типа шахта "Хакасская" (далее - АООТ "Хакасская") с 1 августа 1996 г..по 18 августа 1996 г, с 24 сентября 1996 г..по 31 октября 1996 г, в связи с невыходом на работу по неизвестным причинам; мастером взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ общества с ограниченной ответственностью "Хакасразрезуголь" (далее - ООО "Хакасразрезуголь") с 21 мая 2001 г..по 24 мая 2001 г, с 27 октября 2003 г..по 30 октября 2003 г, по причине прохождения технической учебы и вводного инструктажа при приеме на подземные работы; мастером-взрывником подземным 4 разряда на участке взрывных ООО "Хакасразрезуголь" с 23 августа 2002 г..по 27 августа 2002 г, с 17 июля 2004 г..по 21 июля 2004 г..по причине периода временной нетрудоспособности.
Полагает решение пенсионного органа незаконным, поскольку право на включение периодов работы в страховой стаж имеют работники, занятые на подземных и горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, содержащих двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов, являющиеся горнорабочими подземными, в том числе и проходчиками подземных работ. Кроме того, на период обучения в учебно-курсовом комбинате с отрывом от производства по профессии мастер-взрывник, а также в периоды его командировок, за ним сохранялось рабочее место и средний заработок на время прохождения курсов, в связи с чем данные периоды подлежали включению в страховой стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии. Не включенные периоды работы по причине отсутствия на шахте добычи угля подлежат зачету, поскольку в его трудовой книжке отметки о прекращении добычи угля не имеется. Просил включить в страховой стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, вышеуказанные периоды и назначить ежемесячную доплату к пенсии с 1 февраля 2020 г, а также возместить ему судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 г. исковые требования Лобачева И.В. удовлетворены частично, на УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность в страховой стаж истца, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, периоды работы в качестве проходчика подземного 4 разряда на участке подготовительных работ N 1 шахты "Хакасская" Производственного объединения "Красноярскуголь" со 2 января 1989 г. по 07 июня 1989 г. из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца; в качестве проходчика подземного 5 разряда на участке подготовительных работ шахты "Хакасская" ООО "СУЭК-Хакасия" с 29 января 2013 г. по 31 января 2013 г, с 1 апреля 2013 г. по 3 апреля 2013 г, с 30 мая 2013 г. по 31 мая 2013 г, с 1 августа 2013 г. по 3 августа 2013 г. из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца; в качестве проходчика подземного 5 разряда на участке подготовительных работ шахты "Хакасская" ООО "СУЭК-Хакасия" с 13 ноября 2012 г. по 13 ноября 2012 г. из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца; в качестве мастера взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ ООО "Хакасразрезуголь" с 21 мая 2001 г. по 24 мая 2001 г, с 27 октября 2003 г. по 30 октября 2003 г. из расчета 1 год работы за 1 год; в качестве мастера-взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ ООО "Хакасразрезуголь" с 23 августа 2002 г. по 27 августа 2002 г, с 17 июля 2004 г. по 21 июля 2004 г, при этом в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии с 1 февраля 2020 г. отказано, кроме того с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 июня 2021 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) просит отменить решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 июня 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 84-ФЗ).
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
В то же время пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее Правила N 516) установлено, что периоды работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 15 Правил N 516 определено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Правила N 516 предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, согласно названным Правилам, в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником, согласно занимаемой должности, на основании трудового договора с работодателем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, решением УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 28 ноября 2019 г. N Лобачеву И.В. отказано в установлении доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Лобачеву И.В. в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную названным Федеральным законом, засчитан 21 год 6 месяцев 22 дня (по ведущей профессии 6 лет 0 месяцев 2 дня (в календарном исчислении) - 7 лет 6 месяцев 2 дня (с применением льготного порядка исчисления стажа, из расчета 1 полный год работы по ведущей профессии - за 1 год 3 месяца) + 14 лет 0 месяцев 20 дней по неведущей профессии.
Не засчитаны в стаж в календарном исчислении: по ведущей профессии - 6 лет 11 месяцев 12 дней, по неведущей профессии - 1 год 0 месяцев 8 дней (всего не засчитано 7 лет 11 месяцев 20 дней).
В частности ответчиком не засчитаны в специальный стаж истца периоды его работы на шахте "Северная" Коммунаровского рудника Объединения "Енисейзолото" с 18 декабря 1981 г. по 24 февраля 1982 г. в качестве ученика проходчика подземных работ, с 25 февраля 1982 г. в качестве проходчика 4 разряда, с 1 марта 1985 г. по 16 февраля 1988 г. в качестве проходчика подземных работ 6 разряда, с 20 мая 2003 г. по 29 июля 2003 г. в качестве проходчика 5 разряда подземного шахты "Северная" ОАО "Коммунаровский рудник".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Лобачев И.В. полагал, что данные периоды его работы подлежат включению в специальный стаж, поскольку профессия истца в данные периоды была связана с добычей руды и других полезных ископаемых, содержащих двуокись кремния 10% и более.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов его работы на шахте "Северная" Коммунаровского рудника Объединения "Енисейзолото" с 18 декабря 1981 г. по 24 февраля 1982 г. в качестве ученика проходчика подземных работ, с 25 февраля 1982 г. в качестве проходчика 4 разряда, с 1 марта 1985 г. по 16 февраля 1988 г. в качестве проходчика подземных работ 6 разряда, с 20 мая 2003 г. по 29 июля 2003 г. в качестве проходчика 5 разряда подземного шахты "Северная" ОАО "Коммунаровский рудник", суд первой инстанции исходил из того, что исходя из положений статей 1 и 5 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" правом на получение доплаты к страховой пенсии обладают лица, работавшие в организациях угольной промышленности, в то время как истец работал в вышеуказанные спорные периоды на добыче золота.
Ответчиком в специальный стаж истца не включены и периоды работы истца с 8 июня 1989 г. по 21 июля 1989 г. в качестве ученика мастера-взрывника подземного участка взрывных работ шахты "Хакасская" Производственного объединения "Красноярскуголь"; с 1 августа 1996 г. по 18 августа 1996 г, с 24 сентября 1996 г. по 31 октября 1996 г. в качестве мастера взрывника подземного 4 разряда участка взрывных работ АООТ "Шахта "Хакасская"; с 21 мая 2001 г. по 24 мая 2001 г, с 27 октября 2003 г. по 30 октября 2003 г. в качестве мастера взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ ООО "Хакасразрезуголь", что также послужило поводом для предъявления истцом настоящего иска в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с 8 июня1989 г. по 21 июля 1989 г. в качестве ученика мастера-взрывника подземного участка взрывных работ шахты "Хакасская", с 1 августа 1996 г. по 18 августа 1996 г, с 24 сентября 1996 г. по 31 октября 1996 г. в качестве мастера взрывника подземного 4 разряда участка взрывных работ АООТ "Шахта "Хакасская", суд первой инстанции исходил из того, что период работы с 8 июня 1989 г. по 21 июля 1989 г. мог быть включен в специальный стаж как работа по Списку N 1, при условии продолжительности такой работы в течение одного и более года, в то время как заявленный истцом период составляет менее одного года, в связи с чем оснований для включения данного периода в специальный стаж не имеется. Также судом учтено, что согласно справке архивного отдела администрации г. Черногорска от 4 марта 2021 г. N в периоды с 1 августа 1996 г. по 18 августа 1996 г, с 24 сентября 1996 г. по 31 октября 1996 г. Лобачев И.В. не выходил на работу по неизвестным причинам, что исключает возможность их включения в специальный стаж.
Также судом первой инстанции удовлетворены исковые требования Лобачева И.В. о включении в специальный стаж периодов прохождения вводного инструктажа и технической учебы во время работы в качестве мастера взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ ООО "Хакасразрезуголь" с 21 мая 2001 г. по 24 мая 2001 г, с 27 октября 2003 г. по 30 октября 2003 г. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в периоды прохождения вводного инструктажа и технической учебы, работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также производятся соответствующие отчисления. Указанные периоды подлежат включению в календарном исчислении, из расчета 1 год работы за 1 год.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции в данных частях не обжалуется, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки судом кассационной инстанции не является.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 26 Постановления от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", приняв во внимание частичное удовлетворение заявленных исковых требований, несение истцом расходов при обращении за оказанием юридических услуг, ввиду отсутствия специальных познаний в области юриспруденции, с учетом характера спора, объема проделанной представителем работы, принципа разумности, отсутствия каких-либо возражений ответчика о неразумности заявленных к взысканию расходов, взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 руб.
Кроме того, судом удовлетворены требования Лобачева И.В. о включении в специальный стаж периодов работы истца с 23 августа 2002 г. по 27 августа 2002 г, с 17 июля 2004 г. по 21 июля 2004 г. в качестве мастера-взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ ООО "Хакасразрезуголь". Удовлетворяя требования истца в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в данные периоды за истцом сохранялось место работы (должность), а условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности по бытовой травме, предусмотренные пунктом 14 действовавшего в спорный период Положения о порядке обеспечения по государственному социальному страхованию (начиная с шестого дня), не могут служить основанием для отказа во включении данных периодов в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения, согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводов кассационной жалобы, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный страховой стаж периоды работы истца с 23 августа 2002 г. по 27 августа 2002 г, с 17 июля 2004 г. по 21 июля 2004 г. в качестве мастера-взрывника подземного 4 разряда на участке взрывных работ ООО "Хакасразрезуголь", когда истец не работал по причине временной нетрудоспособности по бытовой травме без оплаты, поскольку в соответствии с пунктом 15 Правил N 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
При этом несостоятельны доводы кассационной жалобы со ссылкой на правовое регулирование, действующее в спорные периоды, когда истец не работал по причине временной нетрудоспособности по бытовой травме без оплаты.
Действительно, пунктом 14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6, было предусмотрено, что при бытовой травме пособие выдается начиная с шестого дня нетрудоспособности.
Однако данное Положение утратило силу с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", установившего новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Кроме того, согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" травмы (в том числе бытовая травма), полученные работником, подлежат оплате с первого дня нетрудоспособности.
Учитывая принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, сведения о том, что в указанные периоды за истцом сохранялось место работы и должность, суды пришли к обоснованному выводы о включении в специальный страховой стаж указанных периодов.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.