Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-33/2020 (УИД 22RS0008-01-2019-001201-32) по иску Мирасова Владимира Шамильевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Мирасова Владимира Шамильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мирасов Владимир Шамильевич (далее - Мирасов В.Ш, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) (далее - УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное), ответчик) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) от 11 февраля 2019 г. N 1285031/18 Мирасову В.Ш. отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Мирасов В.Ш. полагал решение пенсионного органа незаконным.
Мирасов В.Ш. просил суд признать незаконным решение УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) от 11 февраля 2019 г. N 1285031/18; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости периоды работы: с 25 июля 1979 г. по 4 ноября 1980 г. слесарем на участках открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции; с 7 января 1983 г. по 31 мая 1983 г. помощником машиниста экскаватора на участке разведочно-эксплуатационных открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции; с 1 июня 1983 г. по 25 января 1985 г. и с 30 января 1985 г. по 9 ноября 1986 г. машинистом экскаватора на участке разведочно-эксплуатационных открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции; с 10 ноября 1986 г. по 10 января 1987 г. кочегаром котельной в Степной геологоразведочной экспедиции; с 16 июня 2002 г. по 31 октября 2003 г. машинистом экскаватора в ООО "Кварц" (район Крайнего Севера); с 1 декабря 2003 г. по 8 февраля 2007 г, с 1 марта 2007 г. по 11 апреля 2007 г, с 26 апреля 2007 г. по 30 апреля 2007 г, с 16 мая 2007 г. по 11 июня 2007 г, с 27 июня 2007 г. по 30 июня 2007 г, с 16 июля 2007 г. по 2 октября 2008 г. машинистом экскаватора в ООО "Томвест-СТ" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера); период службы в рядах Вооруженных сил с 12 ноября 1980 г. по 3 декабря 1982 г.; возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с 1 ноября 2018 г.
Определением Заринского городского суда Алтайского края от 29 октября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Кварц".
Решением Заринского городского суда Алтайского края от 15 января 2020 г. исковые требования Мирасова В.Ш. удовлетворены. Решение УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) от 11 февраля 2019 г. N1285031/18 признано незаконным. За Мирасовым В.Ш. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж включены периоды работы Мирасова В.Ш. с 25 июля 1979 г. по 4 ноября 1980 г. слесарем на участках открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции, с 7 января 1983 г. по 31 мая 1983 г. помощником машиниста экскаватора на участке разведочно-эксплуатационных открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции, с 1 июня 1983 г. по 25 января 1985 г. и с 30 января 1985 г. по 9 ноября 1986 г. машинистом экскаватора на участке разведочно-эксплуатационных открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции, с 10 ноября 1986 г. по 10 января 1987 г. кочегаром котельной в Степной геологоразведочной экспедиции, с 23 мая 2003 г. по 31 октября 2003 г. машинистом экскаватора в ООО "Кварц", с 1 декабря 2003 г. по 8 февраля 2007 г, с 1 марта 2007 г. по 11 апреля 2007 г, с 26 апреля 2007 г. по 30 апреля 2007 г, с 16 мая 2007 г. по 11 июня 2007 г, с 27 июня 2007 г. по 30 июня 2007 г, с 16 июля 2007 г. по 2 октября 2008 г. машинистом экскаватора в ООО "Томвест-СТ", период службы в рядах Вооруженных сил с 12 ноября 1980 г. по 3 декабря 1982 г, как работу в районах Крайнего Севера. На УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) возложена обязанность назначить Мирасову В.Ш. досрочную страховую пенсию по старости с 1 ноября 2018 г. С УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) в пользу Мирасова В.Ш. в возмещение расходов на оплату услуг представителя взыскано 8 000 руб, на оплату государственной пошлины - 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 октября 2020 г. решение Заринского городского суда Алтайского края от 15 января 2020 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Мирасова В.Ш. удовлетворены частично. На УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Мирасова В.Ш. периоды: службу в рядах Вооруженных сил с 12 ноября 1980 г. по 30 ноября 1982 г, периоды работы: с 7 января 1983 г. по 31 мая 1983 г. помощником машиниста экскаватора на участке разведочно-эксплуатационных открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции, с 1 июня 1983 г. по 25 января 1985 г. и с 30 января 1985 г. по 9 ноября 1986 г. машинистом экскаватора на участке разведочно-эксплуатационных открытых горных работ в Степной геологоразведочной экспедиции, с 10 ноября 1986 г. по 10 января 1987 г. кочегаром котельной в Степной геологоразведочной экспедиции, с 23 мая 2003 г. по 31 октября 2003 г. машинистом экскаватора в ООО Кварц" (район Крайнего Севера), с 1 по 12 марта 2007 г. (12 дней), 11 апреля 2007 г. (1 день), с 26 по 30 апреля 2007 г. (5 дней), 11 июня 2007 г. (1 день), с 27 по 30 июня 2007 г. (4 дня), с 26 июля 2007 г. по 25 августа 2007 г. (1 месяц) как работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. На УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) возложена обязанность назначить Мирасову В.Ш. досрочную страховую пенсию по старости с 1 ноября 2018 г. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) в пользу Мирасова В.Ш. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 300 руб.
Дополнительным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 г. с УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) в пользу Мирасова В.Ш. в возмещение расходов на оплату услуг представителя взыскано 8 000 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 октября 2020 г. в части возложения на УПФР по г. Заринску и Заринскому району (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж Мирасова В.Ш. периоды прохождения службы в рядах Вооруженных сил с 12 ноября 1980 г. по 30 ноября 1982 г, периоды работы с 23 мая 2003 г. по 31 октября 2003 г. в должности машиниста экскаватора ООО "Кварц" (район Крайнего Севера), назначении Мирасову В.Ш. досрочной страховой пенсии по старости с 1 ноября 2018 г. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 июня 2021 г. по делу в части требований о возложении на УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж Мирасова В.Ш. период прохождения службы в рядах Вооруженных сил с 12 ноября 1980 г. по 30 ноября 1982 г, период работы с 23 мая 2003 г. по 31 октября 2003 г. в должности машиниста экскаватора в ООО "Кварц" (район Крайнего Севера), назначении досрочной страховой пенсии по старости с 1 ноября 2018 г. принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказано.
В кассационной жалобе Мирасов В.Ш. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мирасов В.Ш. 1 ноября 2018 г. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края (межрайонное) Мирасову В.Ш. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа продолжительностью 7 лет 6 месяцев.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зачел в числе прочих в специальный стаж истца период прохождения срочной военной службы по призыву, а также период работы истца с 23 мая 2003 г. по 31 октября 2003 г. в должности машиниста экскаватора в ООО "Кварц", посчитав, что представленными истцом доказательствами подтверждается его работа в районах Крайнего Севера.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 3013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из положений статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В материалах дела и в пенсионном деле Мирасова В.Ш. отсутствуют доказательства прохождения истцом военной службы по призыву в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности и включения спорного периода прохождения истцом военной службы по призыву с 12 ноября 1980 г. по 30 ноября 1982 г. в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имелось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также исходил из того, что Мирасов В.Ш. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" 17 сентября 1998 г.
Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не подтверждает льготный характер условий труда в спорный период, отсутствуют и доказательства занятости истца в течение полного рабочего дня.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что представленная истцом в суд апелляционной инстанции копия справки ООО "Кварц" от 3 ноября 2003 г. N19 не является доказательством подтверждения льготного характера условий труда, справка не содержит сведений на основании каких документов соответствующего периода времени она выполнена инспектором по кадрам. Иных доказательств предоставления работодателем недостоверных сведений в персонифицированный учет о льготных периодах работы истца не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости (1 ноября 2018 г.), с учетом определенного Мирасову В.Ш. пенсионным органом стажа (8 месяцев 21 день), дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 (с учетом периодов работы по пункту 2 части 1 статьи 30) Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и включенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 октября 2020 г. в специальный стаж периодов работы, в неотмененной части, у истца не возникло право на назначение досрочной страховой пенсии и с учетом уменьшения возраста, поскольку такой стаж составил 4 года 9 месяцев 27 дней (с 7 января 1983 г. по 31 мая 1983 г. (4 месяца 24 дня), с 1 июня 1983 г. по 25 января 1985 г. (1 год 7 месяцев 24 дней), с 30 января 1985 г. по 9 ноября 1986 г. (1 год 9 месяцев 9 дней), с 10 ноября 1986 г. по 10 января 1987 г. (2 месяца), 1 месяц 9 дней работы, приравненной к районам Крайнего Севера), что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Как следует из статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, т.е. дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьёй 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651, в соответствии с пунктом 1 которого приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путём суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ
Таким образом, в целях назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в том числе с работой по Списку N 2).
Как следует из пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооружённых Сил СССР (подпункт "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, в силу приведённых выше положений, периоды службы в составе Вооружённых Сил СССР могут приравниваться к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подпунктам "а", "б" или "в" (основания, аналогичные основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), и исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям.
Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с вредными и тяжёлыми условиями труда).
Затем пунктом 1 стать 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения в настоящее время содержатся в пункте 6 части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с зачётом только периодов трудовой деятельности (фактической работы).
Согласно пунктам 2 - 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 2) работы с тяжёлыми условиями труда; 11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке - путём прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 также предусмотрено суммирование только периодов фактической работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, и не предусмотрено суммирование периодов службы в армии, приравненных к работе по Списку N 2 по законодательству, действовавшему до 1 января 1992 г, (Постановление N 590).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачёте солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трёх месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Судом апелляционной инстанции учтено, что в материалах дела отсутствуют доказательства прохождения истцом военной службы по призыву в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на данное обстоятельство истец в ходе рассмотрения дела не указывал.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для включения периодов срочной службы по призыву в стаж работы в целях досрочного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что Мирасов В.Ш. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте" 17 сентября 1998 г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, выписка из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, не содержит сведений о льготном характере условий труда в указанный период, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения данного периода в специальный стаж.
Произведя подсчет специального стажа, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мирасова Владимира Шамильевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.