Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Жуленко Н.Л, Зайцевой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" о возложении обязанности прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства
по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 4 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось с в суд иском к ответчику о возложении обязанности прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования в отношении ООО "УК "На Рабкоровской" установлено, что мусоросборные контейнеры расположены непосредственно у забора, ограничивающего земельный участок многоквартирного дома по адресу: "адрес", на асфальтированной проезжей части внутриквартального проезда. На территории муниципального образования г. Омск в месте сбора ТКО (твердых коммунальных отходов) по адресу: "адрес", не обустроена контейнерная площадка, не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, данное место накопления ТКО не включено в территориальную схему обращения с мусорными отходами.
Согласно экспертному заключению по результатам замеров N от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от мусоросборных контейнеров, расположенных на территории, прилегающей к многоквартирному дому по адресу: "адрес", до детской площадки детского сада, расположенного по адресу: "адрес", составляет 4, 65 м.
Таким образом, ООО "УК "На Рабкоровской" допущены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и сооружениях", п.п. 2.1, 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и сооружениях".
Просит обязать ООО "УК "На Рабкоровской" прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем демонтажа площадки установки мусорных контейнеров и переноса ее в другое место с соблюдением санитарных норм и правил.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 17 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 4 июня 2021 г, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "УК "На Рабкоровской" ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений со ссылкой на нарушения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы от Управление Роспотребнадзора по Омской области поступили возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управление и техническую эксплуатацию жилого дома по адресу: "адрес" осуществляет ООО "УК на Рабкоровской" (ранее ООО "УК Жилищник 6").
Мусоросборные контейнеры установлены ООО "УК "На Рабкоровской" непосредственно у забора, ограничивающего земельный участок многоквартирного дома по адресу: "адрес" на асфальтированной проезжей части внутриквартального проезда. Расстояние от мусорных контейнеров, расположенных на площадке, прилегающей к жилому дому, до детской площадки детского сада, расположенного по адресу: "адрес", составляет 4, 65 м.
Постановлением Куйбышевского районного суда г. Омска по делу N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "УК "На Рабкоровской" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. Указанное постановление обжаловано не было, и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Указанным постановлением была установлена вина ООО "УК "На Рабкоровской" в связи с допущенными нарушениями требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В рамках дела об административном правонарушении было установлено, что расстояние от мусоросборных контейнеров, расположенных на площадке, прилегающей к жилому дому "адрес" до детской площадки детского сада, расположенного по адресу: "адрес", составило 4, 65 м, что не соответствует требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, аналогичного по содержанию п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19.
При вынесении указанного постановления, судом также дана оценка приводимым ООО "УК "На Рабкоровской" доводам о том, что контейнеры вынуждено размещены с нарушением, так как место расположения контейнерной площадки до настоящего времени не определено вследствие того, что жильцы дома не желают размещать ее на придомовой территории в ином месте, а вопрос о выделении муниципального участка либо о сокращении расстояния с администрацией округа не разрешен; в данной части суд пришел к выводу, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части размещения мусоросборных контейнеров. Указано, что доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению ООО "УК "На Рабкоровской" требований санитарного законодательства, не представлено.
Из ответа администрации Центрального АО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что многоквартирный дом "адрес", согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, расположен на земельном участке, сформированном и учтенном в Едином государственном кадастре недвижимости (ЕГРН) с кадастровым N. Контейнеры для ТКО возле многоквартирного дома "адрес" размещены в границах данного земельного участка, но с нарушением санитарных норм.
Согласно Положению "Об администрации Центрального административного округа города Омска", утвержденному Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 N 423, администрация округа наделена полномочиями по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов", административный регламент предоставления которой утвержден постановлением администрации города Омска от 18 июня 2016 г. N 1023-п. Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены постановлением Правительства Омской области от 24 июня 2015 N 170-п "О Порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.
В соответствии с п. 4 указанного Перечня предусмотрена выдача разрешений на использование земель или земельного участка под элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Согласно Решения Омского городского совета от 25 июля 2007 г. N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска", к элементам благоустройства относятся и контейнерные площадки. К заявлению о выдаче разрешения на использование земельного участка необходимо прикладывать: копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем); схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов; схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории; копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
Из ответа на судебный запрос, поступивший из департамента городского хозяйства администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в ходе обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ специалистами департамента городского хозяйства администрации г. Омска, установлено, что площадка накопления ТКО расположена на сформированном земельном участке в районе многоквартирного дома "адрес" и включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Размещение указанной площадки не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, согласно которым до детских учреждений, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров и не более 100 метров. Представителями администрации ЦАО г. Омска неоднократно фиксировались вышеуказанные нарушения. Руководству ООО "УК "На Рабкоровской" указывалось на недопустимость нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". Решение таких вопросов, как оборудование и размещение контейнерной площадки, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Для решения вопроса о переносе площадки накопления ТКО собственниками помещений в многоквартирном доме "адрес" было инициировано общее собрание, на котором рассмотрен вопрос об изменении места размещения контейнерной площадки, принято соответствующее решение и определен источник финансирования, протокол общего собрания был направлен в управляющую организацию ООО "УК "На Рабкоровской" для исполнения.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст.ст. 61, 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что факт нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства достоверно подтвержден, в силу чего имеются основания для возложения обязанности на ответчика, как управляющую компанию, прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем демонтажа площадки установки мусорных контейнеров, расположенных у дома "адрес" и переноса ее в другое место с соблюдением санитарных норм и правил.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение суда первой инстанции без изменения, также указав, что в ходе рассмотрения настоящего спора стороной ответчика не представлено доказательств об отсутствии возможности разместить контейнерную площадку из-за высокой плотности застройки, наличия ограждений с соблюдением требований п. 3 СанПин 2.1.3684-21 (ранее п.2.1 СанПин 2.1.7.35550-19). Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о невозможности перенести контейнер с соблюдением предъявляемых правил, суд указал, что данное обстоятельство ничем не подтверждено, доказательств того, что утрачена возможность установить площадку установки мусорных контейнеров в границах территории самого многоквартирного дома, не представлено; факт нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства материалами дела достоверно подтвержден.
Также отмечено, что не предоставление администрацией г. Омска схем обращения с отходами, схем размещения мест накопления ТБО не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена действующим законодательством на управляющую организацию - для домов, находящихся в ее управлении.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов незаконными.
Правовая позиция судов первой и апелляционной инстанций, изложенная в решении суда и апелляционном определении, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Доводы кассационной жалобы ООО "УК "На Рабкоровской" повторяют позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, о том, что в силу высокой плотности застройки, наличия множества ограждений, отсутствия свободного земельного участка выполнение требований пункта 2.2 СанПин 2.1.7.35550-19 в части соблюдения расстояния невозможно; представители государственных органов, принимавших участие в данном деле, не представили никакой схемы обращения с отходами, схемы размещения мест накопления ТБО, которыми бы ответчик мог руководствоваться при исполнении обязанности по размещению контейнерной площадки для временного накопления отходов; органом местного управления не выполнена обязанность по созданию схемы, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты должны размещать площадки для временного размещения отходов; требование о демонтаже контейнерной площадки ввиду лишь несоблюдения расстояния от контейнерной площадки до детской площадки повлечет невозможность оборудования площадки в ином месте, при этом, отсутствие контейнерной площадки нанесет более крупный вред жителям дома и хозяйствующим субъектам, а также окружающим, между тем, указанные доводы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, указанные доводы не нашли своего подтверждения в рамках состязательного процесса.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении и апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судами оценка соответствует требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 4 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Рабкоровской" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.