Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В. и Котченко Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-541/2021 (УИД N 26OS0000-04-2021-000175-43) по апелляционной жалобе Игнатовича Михаила Владимировича на решение Ставропольского краевого суда от 4 июня 2021 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Игнатовича Михаила Владимировича об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. N 1122 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г. (далее также - перечень на 2018 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом N 696 нежилое здание с кадастровым номером 26:06:130509:92, расположенное по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, п. Солнечнодольск, ул. Набережная, 10.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г. (далее также - перечень на 2019 г.).
В данный перечень указанное здание включено под пунктом N 793.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее также - перечень на 2020 г.).
В данный перечень указанное здание включено под пунктом N 1053.
В данный перечень также включено под пунктом N 960 нежилое здание с кадастровым номером 26:06:093706:115, расположенное по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, п. Солнечнодольск, ул. Набережная, 10.
Нормативные правовые акты размещены на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.
Игнатович М.В, являющийся собственником указанного здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований указано на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение здания в перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании первой инстанции Игнатович М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Прокурор Мамбетов Р.Я, представители административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Базиян Д.О. и Иващенко В.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Решением Ставропольского краевого суда от 4 июня 2021 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечни спорного объекта.
Прокурором и министерством имущественных отношений Ставропольского края представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда подлежащим отмене в части признания недействующим пункта N 960 перечня на 2020 г.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска о признании недействующим пункта N 960 перечня на 2020 г, в остальной части признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения нежилого здания с кадастровым номером 26:06:130509:92 в оспариваемые перечни на 2018 - 2020 г.г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Ставропольского края от 26 декабря 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Данным законом определены особенности установления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Отказывая в удовлетворении административного иска об оспаривании перечней, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, отвечающего критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, как здания, предназначенного для использования в целях размещения торговых объектов, при этом назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Нежилое двухэтажное здание с наименованием "магазин" с кадастровым номером 26:06:130509:92, площадью 417, 9 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:06:130509:5, площадью 339 кв. м, вид разрешенного использования - "размещение магазина, для общего пользования (уличная сеть)", по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, п. Солнечнодольск, ул. Набережная, 10.
Вид разрешенного использования земельных участков не является однозначно определенным и не предусматривает безусловное размещение помещений делового, административного и коммерческого назначения.
Из материалов административного дела следует, что здание включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, исходя из сведений о назначении, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) о предназначении здания, отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту нежилого здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, п. Солнечнодольск, ул. Набережная, 10, составленному Изобильненским филиалом ГУП Ставропольского края "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 26 мая 2013 г, здание, площадью 417, 9 кв. м, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану состоит, в том числе, из торговых залов, площадью 61, 4 кв. м и 26, 1 кв. м, что составляет 21 процент от общей площади всего здания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.
Достоверность данных документов и содержащейся в них информации подтверждена иными исследованными как судом первой, так и апелляционной инстанций доказательствами и не вызывает сомнений.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имелись основания для включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади зданий предусматривает размещение торговых объектов.
Указание в находящемся у истца экземпляре технического паспорта на назначение помещения "компьютерный салон" вместо "торговый зал" не опровергает техническую документацию, по запросу суда представленную органом, осуществляющим государственный технический учет.
При таких данных суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и справедливо не признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, на 2018 - 2020 г.г. в отношении объекта с кадастровым номером 26:06:130509:92.
Доводы административного истца о том, что спорный объект в целях торговой деятельности фактически не использовался, правового значения для разрешения административного спора не имеют, поскольку более 20% от общей площади здания предназначено для использования в торговых целях.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, являются несостоятельными, поскольку для признания законным включения объекта недвижимости в перечень достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в пунктах 3, 4, 4.1 (в отношении отдельно стоящих зданий, строений, сооружений) или подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 (в отношении нежилых помещений, находящихся вне административно-деловых или торговых центров) статьи 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим пункта N 960 перечня на 2020 г, поскольку фактическое внесение одного и того же объекта дважды в перечень под разными кадастровыми номерами 26:06:130509:92 и 26:06:093706:115 является основанием для отмены судебного акта в данной части и удовлетворения административного иска.
Из материалов административного дела следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, п. Солнечнодольск, ул. Набережная, 10, было поставлено на кадастровый учет 26 декабря 2013 г. с кадастровым номером 26:06:093706:115.
В ходе переноса сведений Изобильненским филиалом ГУП СК "Крайтехинвентаризация" ошибочно был указан дублирующий объект с кадастровым номером 26:06:093706:92, в отношении которого впоследствии данного были внесены сведения об изменении площади здания и изменении кадастрового номера на 26:06:130509:92.
Таким образом, внесение административным ответчиком в перечень сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 26:06:093706:115 является необоснованным, так как фактическое внесение одного и того же объекта дважды привело к недостоверности формируемого перечня и его несоответствии фактическим данным.
Оснований для отмены либо изменения решения в остальной части не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 4 июня 2021 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим пункта N 960 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317, отменить и принять в указанной части новое решение, которым административный иск Игнатовича Михаила Владимировича удовлетворить.
Пункт N 960 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317, признать недействующим со дня принятия указанного приказа.
В остальной части решение Ставропольского краевого суда от 4 июня 2021 г. оставить без изменения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю а также опубликованию в официальном печатном издании министерства имущественных отношений Ставропольского края
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.