Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
в составе председательствующего судьи Сумачаковой Н.И, при секретаре Грейсман А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-215/2021 по частной жалобе Коха Н.К. на определение Омского областного суда от 20 июля 2021 года о прекращении производства по делу по иску Коха Н.К. к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, выслушав представителя Коха Н.К. - Голендяева В.С, поддержавшего доводы частной жалобы, дополнений к частной жалобе, представителя заинтересованного лица Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" Хмельницкого В.В, представителя заинтересованного лица администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проскурякова А.С, возражавших по доводам частной жалобы и дополнений к частной жалобе,
УСТАНОВИЛ:
Кох Н.К. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости по состоянию на 13 апреля 2016 года, просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка с 2017 года по настоящее время, определить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 3472448 рублей начиная с 1 января 2017 года по 1 января 2021 года.
Определением Омского областного суда от 20 июля 2021 года производство по административному делу прекращено.
Не согласившись с указанным определением Кох Н.К. обратился в суд с частной жалобой, дополнениями к частной жалобе, в которых просит вышеуказанное определение отменить и разрешить вопрос по существу. Указывает, что вопреки доводам ответчика для обращения с настоящим иском не предусмотрено обязательное обращение в бюджетное учреждение, как и не предусмотрено, что заявленные требования должны быть поданы до дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Указывает, что административный истец обращался в Управление Росреестра 19 апреля 2021 года с просьбой провести переоценку кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими деятельность, по кадастровой оценке, с 2017 года по настоящее время, в том числе для целей налогообложения.
Стороны принимали участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи.
Представитель административного истца Коха Н.К. - Голендяев В.С. поддержал доводы, изложенные в частной жалобе и дополнениях к частной жалобе.
Представитель заинтересованного лица Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" Хмельницкий В.В, представитель заинтересованного лица администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проскуряков А.С, возражали по доводам частной жалобы и дополнений к частной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения частной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу требований частей 1, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей, судьями соответствующих судов единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Коху Н.К. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 14295 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: "данные изъяты", вид разрешенного использования: "данные изъяты".
Судом установлено, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, в отношении которого поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, была определена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в размере 42 136 370, 85 рублей по состоянию на 13 апреля 2016 года с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года N 50-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области". Основанием определения кадастровой стоимости земельного участка стало изменение вида разрешенного использования и площади земельного участка.
Не согласившись с указанным размером кадастровой стоимости 22 июня 2021 года Кох Н.К. обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением с приложением отчета об оценке ООО "Центр экспертизы и оценки "Альтернатива" от 2 июня 2021 года N 106-02/21, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 13 апреля 2016 года составляет 3 472 448 рублей.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ. Постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года N 542-п "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (далее - Постановление N 542-п) установлено, что применение на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Омской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает Бюджетное учреждение Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Поскольку административный иск подан в суд 22 июня 2021 года, минуя обращение в бюджетное учреждение, судом первой инстанции производство по делу прекращено.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Действительно, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и Постановлением N 542-п установлена дата перехода к применению на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (пункт 2).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (п. 5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 7).
Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной нормой не предусмотрена.
Из пояснений представителя заинтересованного лица Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" Хмельницкого В.В, данных в судебном заседании 27 сентября 2021 года следует, что бюджетное учреждение может принять заявление истца с приложением отчета об оценке, но с момента на который определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости должно пройти не более 6 месяцев, то есть заявление истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной по состоянию на 13 апреля 2016 года бюджетное учреждение не примет к рассмотрению.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, 15 января 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2020 года в размере 3 632 359, 50 рублей с датой начала применения 1 января 2021 года.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 42 136 370, 85 рублей по состоянию на 13 апреля 2016 года стала архивной.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 13 апреля 2016 года, являлась действующей в период с 13 апреля 2016 года до 1 января 2021 года, административный истец является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, поэтому установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для него правовое значение.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Соответственно то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости, не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.
При таких обстоятельствах, основания для прекращения производства по делу по административному исковому заявлению Коха Н.К. по основаниям, указанным в определении, у суда не имелось.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Омского областного суда от 20 июля 2021 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Коха Н.К. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости направить в Омский областной суд для рассмотрения по существу.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово).
Судья Н.И. Сумачакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.