Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе судьи Тертишниковой Л.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу административного истца акционерного общества по обслуживанию молочной промышленности "Молпромсервис" на определение судьи Верховного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления акционерного общества по обслуживанию молочной промышленности "Молпромсервис" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество по обслуживанию молочной промышленности "Молпромсервис" (далее АО "Молпромсервис") обратилось в Верховный суд Республики Бурятия с административным иском об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, в размере его рыночной стоимости равной 24 773 000 рублей по состоянию на 20 октября 2020 года, с периодом ее применения с 22 октября 2020 года по 24 января 2021 года.
Определением судьи Верховного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года АО "Молпромсервис" отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, АО "Молпромсервис" подало частную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное со ссылкой на то, что отказ в принятии административного искового заявления противоречит положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в части 1 статьи 24.18 которого закреплено право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья отказывает в принятии административного искового заявления в том числе, в случае, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как следует из материалов дела, АО "Молпромсервис" является собственником земельного участка с кадастровым номером 03:24:011208:0015.
Данный земельный участок был включен в постановление Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N 2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия", которым его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2017 года определена в размере 25 317 528, 94 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия от 6 августа 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 20 октября 2020 года определена в размере 363 075 196, 05 руб.
Как следует из административного иска и текста частной жалобы, указанная кадастровая стоимость определена актом в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка по заявлению собственника.
Из ответов Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия и Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" следует, что оспариваемая кадастровая стоимость определена Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия.
Не согласившись с такими результатами определения кадастровой стоимости земельного участка, АО "Молпромсервис" 22 июля 2021 года обратилось в государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, приложив к нему отчет об оценке оценщика ООО "ЭкспертЪ-Оценка" от 31 мая 2021 года, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 20 октября 2020 года составляет 24 773 000 рублей.
Уведомлением Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" от 26 июля 2021 года N ВЗ-03/2021/000043, заявление АО "Молпромсервис" было возвращено заявителю без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" как поданное по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка (20 октября 2020 года).
19 августа 2021 года АО "Молпромсервис" обратилось в Верховный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением с приложением как отчета об оценке ООО "ЭкспертЪ-Оценка" от 31 мая 2021 года N 65, так и уведомления Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" от 23 июля 2021 года.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" (далее - Постановление N 648) установлено, что применение на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Республики Бурятия полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Поскольку АО "Молпромсервис" представил в суд уведомление ГБУ Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" о возвращении его заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое решением бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости не является, суд пришел к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит возвращению на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду того, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах.
С таким выводом суда суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции не указал в определении, в каком именно порядке подлежат рассмотрению заявленные административным истцом требования.
Действительно, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и Постановлением N 648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
При этом, согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрено оспаривание в судебном порядке решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости и лишь одновременно с его оспариванием может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной нормой не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:24:011208:1, по состоянию на 22 января 2021 года в размере 22 670 495, 85 руб. с датой начала применения 22 января 2021 года.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 363 075 196, 05 руб. по состоянию на 20 октября 2020 года стала архивной.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 20 октября 2020 года, являлась действующей в период с 22 октября 2020 года до 22 января 2021 года, административный истец является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, поэтому установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для него правовое значение.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Соответственно то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости, не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.
При таких обстоятельствах, основания для отказа в принятии административного искового заявления АО "Молпромсервис" по основаниям указанным в определении, у суда не имелось.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
Определение Верховного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению акционерного общества по обслуживанию молочной промышленности "Молпромсервис" об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной направить в Верховный суд Республики Бурятия для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Л.А. Тертишникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.