Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.
судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Асауловой П.Г. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Камчатского края от 21 августа 2021 года N 157/991 "О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 "Порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки"
по апелляционной жалобе Асауловой П.Г. на решение Камчатского краевого суда от 03 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года N 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 утвержден Порядок приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки (далее также - постановление N 135/807).
Приложением N 1 к постановлению N 135/807 определен порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края, Приложением N 2 установлена процедура проведения случайной выборки подписей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу.
Пунктом 6 Приложения N 1 к постановлению N 135/807 предусмотрено, что проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки.
Согласно пункту 4 Приложения N 2 к постановлению N 135/807 объем случайной выборки составляет не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, и является одинаковым для всех кандидатов, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 21 августа 2021 года N 157/991 "О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 "Порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки" пункт 6 Приложения N 1 к постановлению N 135/807 (пункт 1), пункт 4 Приложения N 2 к постановлению N 135/87 (пункт 2), первое предложение абзаца 4 пункта 6 Приложения N 2 к постановлению N 135/807 (пункт 3), первое предложение абзаца 4 пункта 7 Приложения N 2 к постановлению N 135/807 (пункт 4) изложены в новой редакции; пунктом 5 Постановления N 157/991 предусмотрено распространение его действия с 24 июня 2021 года на все правоотношения, возникающие в связи с порядком приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки.
Пунктом 6 Приложения N 1 к постановлению N 135/807 (в ред. 21 августа 2021 года) предусмотрено, что проверке подлежит количество подписей избирателей, установленное в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года N 138/859 "О количестве подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации краевого списка кандидатов, регистрации кандидатов".
Пунктом 4 Приложения N 2 к постановлению N 135/807 (в ред. 21 августа 2021 года) закреплено, что объем случайной выборки составляет количество подписей избирателей, установленное в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года N 138/859 "О количестве подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации краевого списка кандидатов, регистрации кандидатов".
Первым предложением абзаца 4 пункта 6 Приложения N 2 к постановлению N 135/807 (в ред. 21 августа 2021 года) предусмотрено, что жеребьевка прекращается, когда количество подписей будет составлять количество подписей избирателей, установленное в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 годаN 138/859 "О количестве подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации краевого списка кандидатов, регистрации кандидатов".
Согласно первому предложению абзаца 4 пункта 7 Приложения N 2 к постановлению N 135/807 (в ред. 21 августа 2021 года), жеребьевка прекращается, когда количество подписей будет составлять количество подписей избирателей, установленное в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 годаN 138/859 "О количестве подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации краевого списка кандидатов, регистрации кандидатов".
Асаулова П.Г. обратилась в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения предмета административного иска, просит признать недействующим со дня принятия постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 21 августа 2021 года N 157/991 "О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 "Порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки" (далее также - оспариваемое постановление, постановление N 157/991).
В обоснование заявленных требований указала, что постановление, в которое вносятся изменения оспариваемым актом, не существует, поскольку постановление Избирательной комиссии N 135/807 имеет иное наименование, в котором присутствует заглавная буква "О" и которой нет в оспариваемом акте; принятие оспариваемого постановления после установленных пунктом 1 статьи 38 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 года N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" сроков предоставления документов для выдвижения и регистрации кандидата противоречит пункту 1.1.5 Методических рекомендаций ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8, предписывающего избирательным комиссиям необходимость принятия актов с изложением процедур, связанных со сбором подписей и приемом и проверкой подписных листов, до начала избирательной кампании. По мнению административного истца, увеличение оспариваемым постановлением количества проверяемых подписей с 20 процентов до 75 процентов привело к нарушению прав Асауловой П.Г, поскольку в случае прекращения жеребьевки после предусмотренного прежним порядком отбора 20 процентов подписей избирателей от количества представленных в поддержку кандидата, их оказалось бы достаточно для ее регистрации. Принятым нормативным правовым актом нарушен принцип равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях. Также о незаконности оспариваемого постановления, по мнению административного истца, свидетельствует нарушение сроков его опубликования на сайте Избирательной комиссии Камчатского края, а установленная возможность распространения его действия на правоотношения, возникшие ранее даты его принятия, противоречит установленному статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации принципу действия гражданского законодательства во времени.
Решением Камчатского краевого суда от 03 сентября 2021 года Асауловой П.Г. в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец со ссылкой на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановленный судебный акт отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о дате опубликования оспоренного нормативного правового акта; не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что оспариваемым постановлением не были нарушены права Асауловой П.Г.; судом не учтено, что оспариваемый акт издан с целью противоречащей основам законодательства Российской Федерации и не мог быть распространен на правоотношения, возникшие до даты его опубликования.
В судебное заседание, назначенное судом апелляционной инстанции с учетом требований части 5 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), стороны административно-правового спора, а также заинтересованные лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились; правом на заявление ходатайств об обеспечении своего участия в рассмотрении дела с использованием систем видео-конференц-связи и правом на ведение дела через представителей не воспользовались.
Судом апелляционной инстанции административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и исследовав дополнительно приобщенные к материалам административного дела по инициативе суда апелляционной инстанции доказательства, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Асауловой П.Г. и отмены правильного по существу решения Камчатского краевого суда.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ).
На территории Камчатского края указанные правоотношения регулируются также Законом Камчатского края от 14 марта 2011 года N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края".
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации (пункт 13 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок формирования, статус и полномочия Избирательной комиссии Камчатского края установлены статьей 21 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 года N 656 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края", принятого постановлением Законодательного Собрания Камчатского края N 991 от 25 мая 2011 года (далее также - Закон Камчатского края от 14 марта 2011 года N 656), Проанализировав приведенные законоположения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление, как и постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807, в которое названным актом были внесены изменения, приняты Избирательной комиссией Камчатского края в пределах предоставленных ей полномочий и исходя из имеющейся у нее компетенции.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на законе и подтверждается исследованными по правилам статьи 84 КАС РФ письменными доказательствами о соблюдении порядка формирования Избирательной комиссии Камчатского края, о правомочности её членов, председателя и секретаря Комиссии.
Из дополнительно исследованной судом апелляционной инстанции копии апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2021 года, по административному делу N (УИД N), следует, что постановлением Елизовской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N), от 31 июля 2021 года N 31/147 Асауловой П.Г отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по Елизовскому одномандатному избирательному округу N на основании пункта 6(1) части 4 статьи 40 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" в связи с признанием недействительными 100 процентов отобранных для проверки (433 подписи) подписей избирателей.
Решением Камчатского краевого суда от 23 августа 2021 года, вступившим в законную силу 10 сентября 2021 года, Асауловой П.Г. отказано в удовлетворении административных исковых требований об отмене указанного постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N), от 31 июля 2021 года N 31/147.
При указанных обстоятельствах Асаулова П.Г, являясь субъектом возникших правоотношений, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, учитывая установленный судом факт осуществления окружной избирательной комиссией проверки представленных Асауловой П.Г. подписных листов в количестве, отобранном для проверки из общего количества подписей, представленных административным истцом в избирательную комиссию.
Принимая решение об отказе Асауловой П.Г. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление, обладая признаками нормативности, принято уполномоченным лицом, с соблюдением процедуры его принятия, требований к его форме и порядку доведения до сведения (опубликования), не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, признавая их постановленными при правильном применении и истолковании материального закона.
В силу части 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Согласно части 3 статьи 39 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" количество подписей, подлежащих проверке, устанавливается Избирательной Комиссией Камчатского края и не может составлять менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей избирателей. Подписи избирателей отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия). Случайная выборка подписей избирателей проводится Избирательной комиссией Камчатского края, окружной избирательной комиссией в день приема подписных листов с подписями избирателей после выдачи документа, подтверждающего прием подписных листов. Процедура проведения выборки определяется Избирательной комиссией Камчатского края.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/803 для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N, на основании подписей избирателей предусматривалась необходимость предоставления в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа 115 подписей избирателей.
Однако уже 24 июня 2021 года постановлением Избирательной комиссии Камчатского края N 138/858 названное постановление N 135/803 от 17 июня 2021 года было признано утратившим силу.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года N 138/859 определено количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, составившее для избирательного округа N - 433 подписи.
Таким образом, на момент проведения проверки представленных Асауловой П.Г. в окружную избирательную комиссию подписей избирателей, действующее региональное законодательство Камчатского края предусматривало условие о проверке конкретного количества подписей избирателей, отобранного от общего количества представленных в окружную избирательную комиссию подписей избирателей, без дополнительного указания данного количества в виде какого-либо процентного соотношения.
Измененные оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 21 августа 2021 года N 157/991 редакции пункта 6 Приложения N 1, пункта 4 Приложения N 2, первого предложения абзаца 4 пункта 6 Приложения N 2 и первого предложения абзаца 4 пункта 7 Приложения N 2 к постановлению N 135/807, сформулированы в виде отсылочных норм и не содержат в себе указанных в административном исковом заявлении сведений о нормативном закреплении определения количества подлежащих проверке подписей избирателей в процентном отношении к общему количеству представленных подписей (75процентов).
Поскольку изложенные в новой редакции положения в условиях действия на территории Камчатского края с 24 июня 2021 года постановления Избирательной комиссии от 24 июня 2021 года N 138/859, не вводят нового правового регулирования, довод апелляционной жалобы о невозможности распространения действия названного постановления на правоотношения, возникшие с 24 июня 2021 года и его несоответствии в этой связи положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, является ошибочным и о незаконности судебного акта не свидетельствует.
Напротив, оспариваемый нормативный правовой акт обеспечил приведение постановления Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 к единому правовому регулированию с положениями постановления Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года от 24 июня 2021 года N 138/859 и соответствующим положениям Федерального закона N 67-ФЗ и Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края", устранив возникшее с 24 июня 2021 года между ними противоречие, что в полной мере соответствует целям законотворческой деятельности.
Правильными также являются выводы суда первой инстанции о том, что не противоречит оспариваемое постановление также и положениям Федерального закона N 67-ФЗ, Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" (в том числе части 1 статьи 38 названного Закона), имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
Из анализа указанной нормы следует, что решения Избирательных комиссий могут либо опубликовываться, либо размещаться на сайтах, либо доводиться до сведения избирателей иным путем; размещение же таких решений на официальных сайтах Избирательных комиссий в данном случае представляет собой альтернативный способ их доведения до сведения избирателей и кандидатов, закону не противоречит.
Судом установлено и сторонами административно-правового спора не оспаривалось, что постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 21 июня 2021 года N 157/991 "О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 "Порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки", было размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Камчатского края.
Судебной коллегией дополнительно исследован скриншот страницы официального сайта Избирательной комиссии Камчатского края www.kamchatka-krai.vybory.izbirkom.ru/region/kamchatka-krai/?action=npa (Главная страница/ Нормативная база/ Нормативные правовые акты), где за N 27 размещено оспариваемое постановление.
Поскольку официальный сайт Избирательной комиссии Камчатского края функционирует в едином информационном портале Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, что отвечает требованиям Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденной постановлением ЦИК России от 20 апреля 2016 года N 4/33-7, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 2.1.6 и 4.4. названной Инструкции, обоснованно отклонил доводы административного истца о нарушении Избирательной комиссией Камчатского края срока опубликования акта и о необходимости признания его в связи с этим недействующим.
Дополнительно к указанным выводам, с которыми судебная коллегия соглашается, следует отметить и то, что в условиях установленного на день рассмотрения административного дела факта опубликования оспариваемого нормативного правового акта, возможное нарушение сроков его опубликования само по себе не является безусловным основанием для признания такого акта недействующим.
Довод апелляционной жалобы Асауловой П.Г. о том, что оспариваемым постановлением изменения внесены в отсутствующее постановление, обоснованно признан судом несостоятельными, учитывая очевидность допущенной в наименовании оспариваемого постановления опечатке в виде пропуска заглавной буквы "О".
Иные доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с решением Камчатского краевого суда от 10 сентября 2021 года по административному делу N, в связи с чем не требуют оценки со стороны суда апелляционной инстанции.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Асауловой Полины Григорьевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалобы, представления через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.