Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Войтко С.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Милованова В.Н. на решение Камчатского краевого суда от 19 сентября 2021 года
по административному делу N 3а-36/2021 по административному исковому заявлению Милованова В.Н. о признании незаконными постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 14 сентября 2021 года N 34/248 "Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 Б.Е.В." и постановления Избирательной комиссии Камчатского края от 16 сентября 2021 года N 169/1023 "Об отложении даты голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, объяснения административного истца Милованова В.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Милованов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Камчатского края, в котором просил признать незаконным и необоснованным постановление Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 14 сентября 2021 года N 34/248 "Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 Б.Е.В." (далее - Постановление N 34/248), обязать Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию восстановить Б.Е.В. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу, а также признать незаконным и необоснованным постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 16 сентября 2021 года N 169/1023 "Об отложении даты голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3" (далее - Постановление N 169/1023) и возложить обязанность на Избирательную комиссию Камчатского края назначить выборы в Законодательное Собрание Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 в составе кандидата Милованова В.Н. и кандидата Б.Е.В.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец зарегистрирован окружной избирательной комиссией кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3. Также по данному избирательному округу кандидатами в депутаты были зарегистрированы ФИО2, Б.Е.В. и ФИО3 В связи с аннулированием их регистрации административным ответчиком вынесено Постановление N 169/1023, которым дата голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 отложена. Милованов В.Н. полагает, что Постановление N 34/248 об аннулировании регистрация кандидата Богдановой Е.В. и Постановление N 169/1023 об отложении даты голосования являются незаконными, необоснованными и нарушающими его избирательные права и права избирателей, зарегистрированных в избирательном округе, противоречат требованиям статей 4, 45 и 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статьи 45 закона Камчатского края от 14 марта 2011 года N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" (далее - Закон N 565).
Решением Камчатского краевого суда от 19 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным, необоснованным и немотивированным. Полагает, что кандидат должен документально подтвердить наличие вынужденных обстоятельств для снятия своей кандидатуры, которые дают основание избирательной комиссии принять решение об аннулировании регистрации. Поскольку Б.Е.В. таких доказательств представлено не было, то у Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для аннулирования ее регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3. Кроме того, пункт 36 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, вынуждающих зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, среди которых нет основания "по состоянию здоровья", указанного в заявлении Б.Е.В. Таким образом, суд вышел за пределы установленного законодательством Российской Федерации правового поля, обозначив новый вид аннулирования регистрации кандидата. При этом нарушены права административного истца, так как он был лишен возможности стать депутатом Законодательного Собрания Камчатского края 20 сентября 2021 года, когда могли быть подведены результаты голосования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела N 3а-36/2021, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (часть 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
16 июня 2021 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края N 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/797 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по избирательным округам N 1 - N 8 возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Постановлениями Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2021 года N 19/99 и от 28 июля 2021 года N 20/127 в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 зарегистрированы Милованов В.Н. и Б.Е.В. соответственно.
14 сентября 2021 года Постановлением N 34/248 на основании поданного заявления по состоянию здоровья аннулирована регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу N 3 Б.Е.В.
16 сентября 2021 года Постановлением N 169/1023 отложено голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 на 19 декабря 2021 года для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец на основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Постановления N 34/248 и Постановления N 169/1023, подав его в установленный срок - 19 сентября 2021 года.
Оспариваемые правовые акты приняты правомочными составами административных ответчиков, большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса, что подтверждается выписками из протоколов заседаний от 14 сентября 2021 года N 34 и от 16 сентября 2021 года N 169, опубликованы в газете "Град Петра и Павла" от 15 сентября 2021 года N 42 (электронная версия газеты http://www.pkgo.ru) и на официальном сайте в сети "Интернет" (http://www.kamchatka-krai.vybory.izbirkom.ru) соответственно.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с позицией избирательных комиссий, которая подтверждается материалами административного дела, о том, что Постановление N 34/248 и Постановление N 169/1023 вынесены в пределах компетенции государственных органов, а также с соблюдением порядка их принятия и опубликования.
На основании пункта 30 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление отзыву не подлежит. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
Если ко дню голосования в одномандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий (пункт 33 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо в связи с тем, что регистрация кандидата была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пункта 3 или 4 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ все расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет такого кандидата (пункт 34 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 36 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Аналогичные положения, определяющие порядок выбытия кандидатов, приведены в статье 45 Закона N 565.
В силу пункта 2 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, представленного в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в связи со смертью кандидата.
Статьей 80 Закона N 565 предусмотрено, что аннулирование регистрации кандидата (краевого списка кандидатов), отмена решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (краевого списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (краевого списка кандидатов), исключении кандидата из краевого списка кандидатов, отмена регистрации кандидата (краевого списка кандидатов) осуществляются в соответствии со статьей 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, 14 сентября 2021 года Б.Е.В. обратилась в Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о снятии своей кандидатуры в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 по состоянию здоровья. По результатам его рассмотрения вынесено Постановление N 34/248.
Также постановлениями Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 14 сентября 2021 года N 34/247 и N 34/249 аннулированы регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 ФИО2 и ФИО3
Поскольку ко дню голосования число зарегистрированных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 оказалось равным числу депутатских мандатов, Избирательной комиссией Камчатского края было принято Постановление N 169/1023, которым дата голосования отложена на 19 декабря 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции указал на то, что из анализа пункта 34 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 5 статьи 45 Закона N 565 в их системной взаимосвязи с положениями пункта 30 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 1 статьи 45 Закона N 565 прямо не следует, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, при реализации права снять свою кандидатуру обязан при направлении в соответствующую избирательную комиссию письменного заявления представить доказательства наличия у него вынуждающих к тому обстоятельств, а при отсутствии таких доказательств избирательная комиссия не вправе принимать решение об аннулировании регистрации такого кандидата. Напротив, статьей 45 Закона N 565 предусмотрена обязанность соответствующей окружной избирательной комиссии в течении двух суток принять решение об аннулировании регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу и подавшего заявление о снятии своей кандидатуры, если он был зарегистрирован. В связи с тем, что ко дню голосования число зарегистрированных кандидатов по одномандатному избирательному округу N 3 оказалось равным числу депутатских мандатов, краевая избирательная комиссия законно и обоснованно отложила дату голосования.
Оснований не согласиться с решением суда у судебной коллегии при изложенных обстоятельствах не имеется.
Действительно, ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни Закон N 565 не возлагает на кандидата обязанность прилагать к заявлению о снятии своей кандидатуры доказательств наличия у него вынуждающих к тому обстоятельств. Их оценка требуется при рассмотрении вопроса о возмещении расходов, понесенных избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов, за счет кандидата, снявшего свою кандидатуру в период позднее чем за пять и не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования. При этом избирательная комиссия вправе принять решение об аннулировании регистрации кандидата в депутаты на основании соответствующего заявления без истребования доказательств наличия вынуждающих обстоятельств. Единственным безусловным основанием для принятия решения об отказе в аннулировании регистрации кандидата является представление заявления о снятии своей кандидатуры на кануне и в день голосования (первого и последующих дней голосования).
Кроме того, из постановлений Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 14 сентября 2021 года N 34/247 и N 34/249 следует, что регистрация ФИО2 и ФИО3 также аннулированы на основании их заявлений по состоянию здоровья. Соответственно применение к Б.Е.В. иного толкования закона, отличного от толкования закона избирательной комиссии при отсутствии явного противоречия избирательному законодательству, повлечет нарушение принципа равноправия кандидатов.
В связи с тем, что ко дню голосования число зарегистрированных кандидатов по одномандатному избирательному округу N 3 оказалось равным числу депутатских мандатов, Избирательная комиссия Камчатского края на законных основаниях отложила дату голосования.
Тот факт, что ФИО2, ФИО3 и Б.Е.В. участвовали в выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва в составе краевых списков различных избирательных объединений, не свидетельствует о наличии поводов для отмены обжалуемого решения.
Между тем, судом первой инстанции не было выполнено требование части 1 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об информировании вышестоящей избирательной комиссии о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, но, вместе с тем, указанное обстоятельство не повлияло на законность принятого по делу решения и в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны административного истца в суде первой инстанции и являлись предметом рассмотрения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при разрешении административно-правового спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 19 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Милованова В.Н. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.