Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Жудова Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 1 июля 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Стефановича Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 2 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 25 мая 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к заместителю директора Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля Сергеевой Е.В., Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля об отмене приказа (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-355/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Стефановича Д.В. - Кузнецова Н.А, судебная коллегия
установила:
Стефанович Д.В, будучи с ДД.ММ.ГГГГ собственником "адрес", 30 мая 2019 года обратился в Департамент градостроительства г. Ярославля с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение.
Приказом Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 9 июля 2019 года N 539 упомянутое жилое помещение переведено в нежилое помещение, после чего Стефановичем Д.В. были выполнены строительные работы по перепланировке и переустройству помещения, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приемочной комиссии о завершении работ, ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером составлен технический план нежилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 2 июня 2020 года признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в жилом "адрес" о даче согласия на разборку подоконной части стены фасада здания для обустройства отдельного входа и передачу части земельного участка для его использования.
Приказом заместителя директора Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 20 ноября 2020 года N 924 приказ Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 9 июля 2019 года N 539 отменен.
Стефанович Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю директора Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля Сергеевой Е.В, Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании действий по изданию приказа от 20 ноября 2020 года N 924 незаконными и возложении обязанности отменить указанный приказ, мотивируя требования тем, что оснований для отмены приказа от 9 июля 2019 года не имелось, поскольку на момент подачи им заявления о переводе жилого помещения в нежилое помещение положения части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ не содержали требования о предоставлении протокола общего собрания собственников жилого дома о даче согласия на перевод жилого помещения в нежилое. Признание протокола общего собрания собственников жилого дома недействительным при том, что такой перевод не нарушает права собственников, не может являться основанием для признания перепланировки недействительной.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 2 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 25 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Стефановича Д.В. отказано.
В кассационной жалобе Стефановича Д.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 23 Жилищного кодекса РФ, регулирующей порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, действовавшей в редакции на момент обращения Стефановича Д.В. с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое и не предусматривавшей предоставления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, для этих целей, во взаимосвязи с положениями статей 36, 40, 44 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу о законности оспариваемого приказа Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 20 ноября 2020 года N 924, указав при этом на возможность проведения повторного общего собрания собственников жилого дома.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с этими выводами районного суда.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о том, что судами неверно истолкованы и применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, на законность принятых судебных актов не влияют и их отмену не влекут.
Действительно, с 9 июня 2019 Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" изменен порядок перевода жилого помещения в нежилое, введены пункты 6 и 7 в часть 2 статьи 23 ЖК РФ, требующие протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение и согласие каждого собственника всех примыкающих к переводимому помещений.
Вместе с тем, судами правильно учтены приведенные в судебных актах нормы действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3).
Согласно статье 25 ЖК РФ переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1), а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2, 3 статьи 36 ЖК РФ).
Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится в соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, проектом перепланировки и переустройства предусматривается оборудование отдельного входа в помещение, принадлежащие Стефановичу Д.В, путем демонтажа оконного блока и установлением новых оконных и дверных блоков, устройством нового выхода шириной 1, 2 м в открытом виде и с дверным порогом выше 1, 4 см, а также путем оборудования входной площадкой, лестничным маршем, ограждением.
В ходе производства этих работ фактически осуществляется разрушение части внешней стены многоквартирного дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией.
Таким образом, указанные мероприятия влекут изменение размера общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем в силу приведенных выше норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома либо уменьшение состава такого имущества.
Однако, как следует из материалов дела, представленное Стефановичем Д.В. при обращении с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение собрание собственников протокол общего собрания собственников помещения от 26 мая 2019 года признано недействительным вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 2 июня 2020 года.
В отсутствие протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, необходимого при изменении общего имущества собственников помещений дома в силу приведенных выше норм закона, оспариваемый приказ заместителя директора Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 20 ноября 2020 года N 924 об отмене приказа Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 9 июля 2019 года N 539 судами нижестоящих судебных инстанций правильно признан законным.
Несостоятельны доводы жалобы относительно того, что суд первой инстанции рассмотрел настоящий спор как спор о праве.
Рассматриваемый спор не связан с разрешением каких-либо гражданских прав заявителя и их восстановлением, поскольку право Стефановича Д.В. на данное помещение никем не оспаривается, его требования вытекают из сферы публичных правоотношений, предметом административного иска является проверка законности приказа Департамента градостроительства г. Ярославля об отмене предыдущего приказа о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Данный спор в соответствии со статьей 1 КАС РФ рассматривается судом в порядке административного судопроизводства, поскольку он не основан на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников правоотношений, в его рамках один реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Стефановича Д.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 2 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стефановича Д.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Н.В. Жудов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.