Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Зюлина М.А, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области по доверенности Савиновой Анны Михайловны (поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 апреля 2021 года, вынесенное по административному делу N по административному исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора Кадилиной Оксаны Владимировны, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковыми заявлениями к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области о понуждении к установке светофоров типа Т.7 на пешеходных переходах, проходящих вдоль территории детских учреждений - "данные изъяты"г. Сафоново Смоленской области.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что необходимость установки такого типа светофоров на пешеходных переходах, расположен на участках дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений, предусмотрена ГОСТ Р 52289-2019.
Определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ административные дела объединены в одно производство.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 28 января 2021 года в удовлетворении административных исков было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 апреля 2021 года решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 28 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области установить в соответствии с нормами ГОСТ Р 52289-2019 светофор типа Т.7 на пешеходных
переходах, расположенных на участках автомобильных дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений - "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области по доверенности Савинова А.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 апреля 2021 года, с оставлением в силе решения Сафоновского районного суда Смоленской области от 28 января 2021 года.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что по делу судами неправильно применены нормы материального права.
Старший прокурор отдела управления главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русаков И.В. полагал кассационную жалобу административного ответчика не подлежащей удовлетворению, а обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие возражения Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений устанавливаются "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее -ГОСТ Р 52289-2019).
В силу пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;
- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;
- пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России "Сафоновский" проведено обследование состояния улично-дорожной сети г. Сафоново, в результате которого установлено отсутствие светофоров типа Т.7 на пешеходных переходах, расположенных на участках автомобильных дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений - "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования прокурора и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области обязанности установки светофоров типа Т.7, ввиду отсутствия любых из условий, предусмотренных пунктом 7.2.1 ГОСТ Р 52289-2019.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд апелляционной инстанции указал, что светофоры типа Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов, т.е. для обозначения опасных участков дорог, вследствие чего установка вышеуказанных светофоров на участках автомобильной дороги, проходящих вдоль территории детских учреждений - "данные изъяты", необходима в силу прямого указания пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются верными, так как соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права.
Довод кассационной жалобы о том, что применение пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 должно быть обусловлено наличием условий введения светофорного регулирования, предусмотренных пунктом 7.2.1, является несостоятельным и подлежит отклонению, поскольку пункт 7.2.1 названного ГОСТ регламентирует условия введения светофорного регулирования движения транспортных средств и пешеходов, а исходя из содержания пункта 7.3.8 светофор типа Т.7 используется не для регулирования дорожного движения, а для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов, в связи с чем применение светофоров типа Т7 не может быть обусловлено наличием условий, содержащихся в пункте 7.2.1.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области по доверенности Савиновой Анны Михайловны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 29 сентября 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.