Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.И, судей Рахманкиной Е.П, Смирновой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области, Администрации Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 10 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года по административному делу по административному иску Законодательного Собрания Владимирской области о признании недействующим распоряжения администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года N 920-р "Об утверждении Программы (прогнозного плана) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы" (дело N3а-32/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя Администрации Владимирской области на основании доверенности Романова М.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области на основании доверенности Сахаровой А.В, поддержавшей доводы жалобы, представителя Законодательного собрания Владимирской области на основании доверенности Кулаковой А.О, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года N 920-р утверждена Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы (далее - распоряжение от 28.10.2020 N 920-р, Программа приватизации).
Законодательное Собрание Владимирской области обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просило признать недействующим распоряжение от 28.10.2020 года N 920-р с 12 ноября 2020 года (дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года N 105-ОЗ "О приватизации государственного имущества Владимирской области").
В обоснование заявленного требования в частности указано на то, что названный Закон Владимирской области от 11 ноября 2020 года N 105-ОЗ "О приватизации государственного имущества Владимирской области" (далее также Закон Владимирской области от 11.11.2020 N 105-ОЗ, Закон Владимирской области о приватизации) принят Законодательным Собранием Владимирской области, подписан Губернатором Владимирской области, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 11 ноября 2020 года и вступил в силу после его официального опубликования, то есть с 12 ноября 2020 года.
Нормами ч.1 ст.3, ст.8 Закона Владимирской области о приватизации прямо предусмотрено, что прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Владимирской области сроком на три года утверждается законом Владимирской области. При этом проект закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы Губернатор Владимирской области должен был внести в Законодательное Собрание Владимирской области не позднее 15 декабря 2020 года.
В силу нормы ст. 9 Закона Владимирской области о приватизации, указы и распоряжения Губернатора Владимирской области, постановления и распоряжения администрации Владимирской области, принятые до вступления в силу настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.
Однако оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 года N 920-р в соответствие с Законом Владимирской области о приватизации не приведено.
Решением Владимирского областного суда от 10 февраля 2021 года постановлено: административное исковое заявление Законодательного Собрания Владимирской области удовлетворить; признать недействующим распоряжение администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года N 920-р "Об утверждении Программы (прогнозного плана) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы" с 12 ноября 2020 года (дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года N 105 - ОЗ "О приватизации государственного имущества Владимирской области").
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 02 июля 2021 года, административный ответчик Администрация Владимирской области просит отменить судебные акты, приняв решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Указывает на процессуальные нарушения, а именно не привлечение к участию в дело Губернатора Владимирской области.
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области в своей кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 06 августа 2021 года, ставит вопрос об отмене судебных актов, мотивируя это неправильным применением судами норм материального закона.
Относительно доводов кассационной жалобы Законодательным собранием Владимирской области представлены письменные возражения.
В судебном заседании представители Администрации Владимирской области, Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области кассационные жалобы поддержали, дали объяснения по доводам в них изложенным.
Представитель Законодательного собрания Владимирской области, в судебном заседании возражал против доводов жалоб, считают состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушения действующего законодательства допущены не были.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и производится посредством подачи административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 г. N 50 (пункт 2), признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года N 920-р, подписанным Губернатором Владимирской области, утверждена Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы, согласно приложению (т.2 л.д.132-135).
Судом первой инстанции установлено, что полномочия администрации Владимирской области по изданию оспариваемого распоряжения основывались на пункте 9 сохранявшего свою силу Положения о порядке планирования приватизации государственного имущества Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 N254, согласно которому программа приватизации утверждается распоряжением администрации области.
Нормой подпункта "ж" пункта 2 статьи 13 Устава (Основного Закона) Владимирской области предусмотрено, что порядок управления и распоряжения собственностью Владимирской области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых норм устанавливается законом области.
В целях обеспечения эффективного использования и организации контроля за сохранностью государственной собственности Владимирской области, 6 ноября 2001 года принят закон N104-ОЗ "О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области", статьей 2 (п.2, п.п. "в") которого предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на приватизацию объектов государственной собственности Владимирской области. Указанные в настоящем пункте отношения регулируются законами Российской Федерации и Владимирской области.
Такой закон, носящий общий характер и регулирующий отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Владимирской области, впервые принят Законодательным Собранием Владимирской области 11.11.2020 года за N 105-ОЗ "О приватизации государственного имущества Владимирской области".
В силу части 1 статьи 3 Закона Владимирской области о приватизации, прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Владимирской области утверждается законом Владимирской области сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
При этом согласно части 2 статьи 8 Закона Владимирской области о приватизации, проект закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов вносится Губернатором Владимирской области в Законодательное Собрание Владимирской области не позднее 15 декабря 2020 года и рассматривается Законодательным Собранием Владимирской области в двух чтениях не позднее 30 декабря 2020 года.
Этим же Законом в статье 9 определено, что указы и распоряжения Губернатора Владимирской области, постановления и распоряжения администрации Владимирской области, принятые до вступления в силу настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.
Названный Закон Владимирской области о приватизации в соответствии со статьей 48 Устава Владимирской области входит в систему нормативных правовых актов Владимирской области и занимает по своей силе предшествующее положение по отношению к нормативным правым актам Губернатора области и администрации области, в установленном законом порядке (включая приведенные нормативные положения), не отменен и судом не действующим не признан.
Разрешая требования административного истца, суды обеих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", исходили из того, что в связи с принятием Закона Владимирской области о приватизации правоотношения, связанные с подготовкой соответствующего проекта программы приватизации и ее утверждением, получили иное правовое регулирование, и обоснованно признали не действующим с даты вступления в силу упомянутого Закона оспариваемое распоряжение, поскольку с этой даты оно вступило в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия такие выводы судов первой и апелляционной инстанций считает основанными на правильном толковании норм материального права.
Доводы кассатора о том, что распоряжение от 28.10.2020 года N 920-р не обладает признаками нормативного правового акта, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены судом как несостоятельные, исчерпывающие выводы относительно приведенных доводов изложены в обжалуемом судебном акте. Оснований не согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылки кассатора на нарушение судами процессуальных норм, выразившихся в не привлечении к участию в дело Губернатора Владимирской области, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений, поскольку данное обстоятельство не повлияло на результат рассмотрения дела и не повлекло нарушения прав указанного лица.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке.
Кассационные жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, судебных актов по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Владимирского областного суда от 10 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области, Администрации Владимирской области без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.