Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.И, судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 14 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года по делу по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Всероссийский институт легких сплавов" о признании недействующим пункта 548 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N425-ПП (дело N3а-3441/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на основании доверенности Агатова А.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца на основании доверенности Пиуновой А.А, возразившей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В,
УСТАНОВИЛА:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", которым в приложении 2 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (далее - Перечень объектов недвижимости).
Данный акт с приложениями размещен на сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 11 декабря 2013 года; опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N425-ПП в поименованное постановление внесены изменения, которые размещены на сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 30 июля 2014 года, и опубликованы в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 43, 5 августа 2014 года.
Под пунктом 548 в Перечень объектов недвижимости в редакции постановления Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N425-ПП включено здание по адресу: "адрес".
Открытое акционерное общество "Всероссийский институт легких сплавов" (далее - ОАО "Всероссийский институт легких сплавов"), являющееся собственником поименованного объекта недвижимости, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 548 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N425-ПП, указав в обоснование своих требований, что нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", и включенное в Перечень как самовольная постройка, таковой не является, поскольку право собственности на здание зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается планом приватизации, свидетельством о государственной регистрации права собственности, отсутствие признаков самовольной постройки установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2015 года.
Решением Московского городского суда от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года административные исковые требования ООО " Всероссийский институт легких сплавов" удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 08 июня 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального права, указывает, что существенное увеличение площади объекта капитального строительства свидетельствует о реконструкции, а не о проведенном капитальном ремонте. Следовательно, реконструкция в отсутствии разрешительной документации на реконструкцию на не отведенном для этих целей земельном участке фактически свидетельствует о возведении самовольного строения. Также арбитражный суд был не вправе применять срок исковой давности без заявления стороны в споре.
Административным истцом ООО "Всероссийский институт легких сплавов" относительно доводов кассационной жалобы поданы возражения.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы в судебном заседании кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Представитель административного истца, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что решения судов по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" на основании договора аренды от 13 декабря 1993 года NМ-07-000329, заключенного на период до 13 декабря 2042 года, являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 491 943 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного под эксплуатацию существующих зданий и сооружений (154 здания и сооружения, в том числе кирпичных - 81).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (выписка от 8 июля 2020 года N77/100/006/200-7580), сведениям ГУП МосгорБТИ от 8 мая 2014 года N469830/863, согласно техническому паспорту, выданному ФГУП "Ростехнинвентаризация-Федеральное БТИ" 6 июля 2012 года, в пределах земельного участка с кадастровым номером N находится объект недвижимости - здание, назначение - нежилое здание, площадью 10 035, 7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес". На указанный объект зарегистрировано право собственности ОАО "Всероссийский институт легких сплавов".В целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков". Названное постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в срок до 31 января 2014 года, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд требования, в том числе о признании объекта самовольной постройкой и его сносе (освобождении земельных участков), предоставлении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы права сноса самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г..Москвы от 25 декабря 2015 года Правительству Москвы, Департаменту городского имущества г..Москвы отказано в удовлетворении требований к ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" о признании здания, площадью 10 035, 7 кв. м, расположенного по адресу: г..Москва, ул.
Горбунова, дом 2, самовольной постройкой, признании права собственности общества отсутствующим, возложении обязанности снести данное строение, в том числе по причине пропуска срока исковой давности. В ходе рассмотрения дела арбитражным судом на основании заключения судебной экспертизы, проведенной ФБУ РФ "Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ" от 9 октября 2015 года, установлено, что в отношении здания, 1932 года постройки, в котором в 2006 году произошел пожар, проведены работы по капитальному ремонту с элементами технического перевооружения без увеличения габаритов здания; в результате уточнения площадей помещений было установлено увеличение общей площади здания с 4 015 кв. м до 10 035, 7 кв. м. В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды (пункт 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из системного толкования указанных норм гражданского и земельного законодательства, использование публичного земельного участка на обязательственном (арендном) праве обусловлено целью его предоставления, назначением земельного участка, волей сторон по определению условий его использования. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения указанных требований, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.Рассматривая настоящий спор, оценив собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что здание не обладает признаками самовольного строительства, указанными в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, нахождение данного объекта недвижимости в оспариваемом в части Перечня является незаконным. С таким выводом правомерно согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для отмены или изменения решения суда.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов обеих инстанций соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения. Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из установленных судебными актами арбитражных судов обстоятельств о том, что принадлежащее административному истцу здание не является самовольной постройкой, в связи с чем, пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований. Поскольку суды обеих инстанций правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют. Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 14 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.