Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Жудова Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Шаминой Татьяны Евгеньевны, Волкова Сергея Александровича на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 19 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 29 января 2021 года по административному делу по административному иску Шаминой Татьяны Евгеньевны, Волкова Сергея Александровича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Главе Ярославского муниципального района Ярославской области Золотникову Николаю Владимировичу о при знании недействительным приложения N2 к Постановлению Администрации Ярославского муниципального район Ярославской области N 970, признании незаконным отказа во включении в состав градостроительной комиссии, возложении обязанности по включению в состав градостроительной комиссии (дело N2а-1530/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административных истцов Волкова С.А, Шаминой Т.Е, поддержавших доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Шамина Т.Е. и Волков С.А. обратились в суд с административным иском к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просили признать нарушающими их права как представителей общественности действия (бездействие) администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по отказу в удовлетворении обращения о включении истцов в состав Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области; признать недействительным Приложение N2 к постановлению администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 970 от 3 июня 2020 г. "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области" в части отсутствия в составе комиссии представителей общественности от Заволжского сельского поселения, Управления Росреестра по Ярославской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области; обязать администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области внести изменения в Приложение N2 к постановлению N 970 от 3 июня 2020 г, включив в состав комиссии представителей общественности, проживающих на территории Заволжского сельского поселения - Шамину Т.Е. и Волкова С.А, а также представителей Управления Росреестра по Ярославской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административные истцы Шамина Т.Е. и Волков С.А. являются депутатами Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. Истцами подано заявление в прокуратуру Ярославского района Ярославской области о нарушениях в градостроительной сфере, по результатам рассмотрения которого, в адрес Главы Ярославского муниципального района Ярославской области внесено представление об устранении нарушений закона в области градостроительной деятельности. В соответствии с представлением Главе района предписывалось создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. Административными истцами, как депутатами Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, заблаговременно, дважды (27 апреля и 29 мая 2020 года) поданы заявления с просьбой о включении их в состав указанной комиссии для представления интересов жителей Заволжского сельского поселения. Однако 9 июня 2020 года истцами получены ответы, из которых следует, что состав комиссии уже утвержден, истцам отказано во включении их в состав комиссии. 3 июня 2020 года администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области принято постановление N 970 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области". Данный отказ административные истцы считают незаконным, в связи с чем обратились в суд с иском.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 19 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 29 января 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 июля 2021 года, заявители ставят вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Ссылаются на то, что они являются правообладателями земельных участков, в состав комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории Заволжского поселения не были включены представители общественности, а включенные в нее Муханов П.А, Ашастина Н.И, Белозеров А.В, Печаткина Н.В, Шатский А.В, Победоносцева О.В. - являются зависимым и подчиненными должностными лицами Администрации Ярославского муниципального района. Указывают, на то, что они не были приглашены на заседание комиссии, на которой рассматривались их кандидатуры.
В судебном заседании административные истцы Волков С.А, Шамина Т.Е. кассационную жалобу поддержали, дали объяснения по довоам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 03 июня 2020 г. Главой Ярославского муниципального района Ярославской области издано Постановление N 970 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района", которым предусмотрено:
1) подготовить проект Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района.
2) утвердить порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения ЯМР (приложение N1).
3) утвердить состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (приложение 2).
4) утвердить порядок деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (приложение 3).
5) утвердить порядок направления предложений в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (приложение 4).
6) признать утратившим силу постановление администрации Ярославского муниципального района от 28 января 2019 года N 176 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района".
Согласно приложению N 2 в состав комиссии вошли 20 членов, из которых в качестве представителей общественности включены нее Муханов П.А, Ашастина Н.И, Белозеров А.В, Печаткина Н.В, Шатский А.В, Победоносцева О.В. Также в состав комиссии включен представитель Управления Росреестра по Ярославской области - Ермакова Н.В.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 31, 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона Ярославской области от 11 октября 2006 года N 66-З "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области" и установив, что включенное в состав комиссии представителя общественности не являются должностными лицами Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, пришли к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено административным ответчиком в пределах его полномочий с соблюдением установленной процедуры при наличии правовых оснований, состав комиссии сформирован в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, регулирующим спорные отношения.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы о внесении изменений в Правила землепользования по подготовке проекта правил землепользования и застройки рассматривает комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Согласно ст.10 Закона Ярославской области от 11 октября 2006 года N 66-З "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области", Правила землепользования и застройки разрабатываются комиссией по подготовке правил землепользования и застройки поселения или городского округа Ярославской области.
Решение о формировании, составе и порядке работы указанной комиссии принимается главой местной администрации.
В состав комиссии по подготовке правил землепользования и застройки включаются:
1) в обязательном порядке - представители общественности, специалисты в сфере строительства, градостроительной деятельности и архитектуры и иных смежных отраслей;
2) по предварительному согласованию - представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области.
Количество членов комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, указанных в части 3 настоящей статьи, должно составлять не менее одной трети от общего количества всех членов комиссии.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, суд не может подменять деятельность органов местного самоуправления по вопросам, включенным в их компетенцию. Судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции органов и должностных лиц иных ветвей власти путем разрешения вопросов, находящихся вне судебной юрисдикции.
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств вывод судов об отказе в удовлетворении административного искового заявления, является правомерным; он соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, содержанию исследованных судами доказательств.
Ссылки кассаторов на нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого решения, выразившиеся в не извещении административных истцов о дате рассмотрении их заявлений, принятии оспариваемого решения в их отсутствие, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку до принятия оспариваемого постановления (Приложение N 3), порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, предусматривающий процедуру включения в состав новых членов, урегулирован не был.
Иные доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы административного истца, апелляционной жалобы, которые получили должную оценку при вынесении судебного решения, выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые мотивированы судами, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение истца о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности их выводов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 19 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 29 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шаминой Татьяны Евгеньевны, Волкова Сергея Александровича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.