Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бережновой О.Н. единолично, при секретаре Антоновой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по частной жалобе заявителя Орловой С.М. на определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2021 года о процессуальном правопреемстве, УСТАНОВИЛ:
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 21 сентября 2015 года удовлетворено исковое заявление С. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении в собственность жилого помещения.
29 июня 2021 года Орлова С.М. подала заявление о замене взыскателя на правопреемника.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 13 июля 2021 года отказано в удовлетворении заявления Орловой С.М. о процессуальном правопреемстве.
Не согласившись с данным определением суда, заявитель Орлова С.М. обратилась в суд с частной жалобой, просит определение суда отменить, указывая, что при принятии определения судом неправильно применены нормы процессуального права.
В силу ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данная частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы.
Частная жалоба, предоставление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом (ч. 4 ст. 333 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в дальнейшей ГПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
На основании пункта 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (ст. 418, часть вторая ст. 1112 ГК РФ). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (ст. 701 ГК РФ), поручения (п. 1 ст. 977 ГК РФ), комиссии (часть первая ст. 1002 ГК РФ), агентского договора (ст. 1010 ГК РФ).
Согласно статье 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Решением суда от 21 сентября 2015 года С. передано в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г. Якутске, поскольку С. являлся собственником кв. N.., расположенной по адресу:.., а данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
20 марта 2018 года возбуждено исполнительное производство и решение Якутского городского суда РС (Я) от 21 сентября 2015 года не исполнено.
Наследодатель С. умер _______ года.
Орлова С.М. является наследником С.
Отказывая в удовлетворении заявления Орловой С.М. о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции исходил из того, что в состав наследственной массы входят только денежные средства, указанные в свидетельстве о праве на наследство по закону.
Данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Указание судом в определении о процессуальном правопреемстве о том, что в состав наследства Орловой С.М. включены только денежные средства, а право на получение в собственность благоустроенной квартиры неразрывно вязано с личностью наследодателя С, которое в состав наследство не входит, является ошибочным, поскольку вышеуказанное право не связано неразрывно с личностью наследника, право собственности относится к имущественному праву.
При таких обстоятельствах определение подлежит отмене, как вынесенное с нарушениями требований действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 334, 335 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2021 года по заявлению Орловой С.М. о процессуальном правопреемстве отменить.
Заявление Орловой С.М. о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену взыскателя С. на правопреемника Орлову С.М. по гражданскому делу по исковому заявлению С. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении в собственность жилого помещения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) О.Н. Бережнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.