Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н., судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А., при секретаре Шубиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 07 сентября 2021 года дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" Малых В.Н. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 10 июня 2021 года, которым постановлено:
признать право Филимоновой С.В. на получение районного коэффициента 15% к доплате за совмещение должностей;
обязать ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" выплачивать районный коэффициент 15% к доплате за совмещение должностей Филимоновой С.В.;
обязать ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" начислить и выплатить Филимоновой С.В. сумму районного коэффициента 15% на доплату за совмещение должностей за март, апрель, май 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А, судебная коллегия
установила:
Филимонова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" о возложении обязанности и взыскании денежных средств. Указала, что работает в ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" в должности "данные изъяты". В соответствии с приказом военного комиссара Кировской области от "дата" N с 17.04.2018 истцу разрешено совмещение вакантной должности "данные изъяты" военного комиссариата Кировской области в объеме 50% дополнительно выполняемых работ, с доплатой за совмещение "данные изъяты" руб. в месяц. Доплата за совмещение индексировалась, в связи с чем по состоянию на 01.03.2021 составила "данные изъяты" руб. в месяц. В период с 17.04.2018 по 28.02.2021 работодатель ежемесячно начислял и выплачивал вышеуказанную доплату с учетом районного коэффициента. С 01.03.2021 по неизвестным причинам выплата районного коэффициента к доплате за совмещение была прекращена. Истец считает данные действия работодателя незаконными, с учетом уточнений просила суд признать за ней право и обязать ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" выплачивать районный коэффициент в размере 15% к доплате за совмещение должности; взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" необоснованно невыплаченную сумму районного коэффициента на доплату за совмещение за март, апрель, май 2021 года.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска.
С решением суда не согласился представитель ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" Малых В.Н, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. По результатам проведенной Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) выездной проверки выявлены нарушения законодательства в части начисления районного коэффициента на доплаты за совмещение должностей. В целях устранения установленных нарушений ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" прекратило начисление сотрудникам районного коэффициента на указанные доплаты. Оснований сомневаться в объективности и обоснованности результатов контрольного мероприятия у ответчика не было.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании объяснения Филимоновой С.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Филимонова С.В. работает в ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" в должности "данные изъяты". В соответствии с приказом военного комиссара Кировской области от "дата" N с 17.04.2018 ей разрешено совмещение вакантной должности "данные изъяты" военного комиссариата Кировской области в объеме 50% дополнительно выполняемых работ, с доплатой за совмещение "данные изъяты" руб. в месяц. Приказом военного комиссара Кировской области от "дата" N доплата за совмещение индексировалась, по состоянию на 01.03.2021 составляла "данные изъяты" руб. в месяц.
В период с 17.04.2018 по 28.02.2021 работодатель ежемесячно начислял и выплачивал истцу вышеуказанную доплату с учетом районного коэффициента 15%.
По результатам выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) ФКУ "Военный комиссариат Кировской области с 01.03.2021 прекратило выплату Филимоновой С.В. районного коэффициента к доплате за совмещение. Данные действия ответчика истец считает незаконными, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, при верном применении норм материального права суд первой инстанции пришел к выводам об удовлетворении исковых требований Филимоновой С.В, признав за ней право на получение районного коэффициента 15% к доплате за совмещение должностей и обязав ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" выплачивать районный коэффициент 15% к доплате за совмещение должностей Филимоновой С.В, начислить и выплатить ей сумму районного коэффициента 15% на доплату за совмещение должностей за март, апрель, май 2021 года. С решением суда соглашается судебная коллегия.
В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В ч. 2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ закреплено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
Как следует из Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" его целью является установление государственных гарантий и компенсаций, необходимых для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Исходя из системного толкования Преамбулы Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1, ч. 2 ст. 146, ст. 148, ст. 315 и всей главы 50 ТК РФ, устанавливающих повышенную оплату труда за работу в особых климатических условиях, положений ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, выплата районного коэффициента и процентной надбавки не может быть связана только с местностью, в которой находится организация, а должна быть связанна непосредственно с местностью, в которой лицо выполняет трудовые обязанности.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливались Правительством РФ (ч. 1 ст. 316 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 23.09.1988 N 1114 постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 N546/25-5 утвержден районный коэффициент 1, 15 к заработной плате рабочая, и служащих на предприятиях, организациях и учреждениях, расположенных в том числе и в г. Кирове.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ N 545 от 18.09.2019 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ" утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персонажу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. Пунктом 11 Условий II установлено, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории РФ, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству РФ (приложение N 1 к Условиям II). Также размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций приведены в приложении 1 к Условиям П.
Статьей 149 ТК РФ установлено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из смысла и содержания вышеуказанных норм следует, что работа в условиях совмещения должностей относится к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных. Доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, является одной из составляющих заработной платы. Районный коэффициент и процентная надбавка выплачиваются к заработной плате, а доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, является одной из составляющих заработной платы.
Учитывая изложенное, верными являются выводы суда первой инстанции о том, что на доплату за совмещение должности должен начисляться районный коэффициент, в связи с чем истец имеет право на получение районного коэффициента 15% к доплате за совмещение должностей, в ответчик обязан, соответственно, выплачивать районный коэффициент 15% к доплате за совмещение должностей работнику, начислить и выплатить работнику сумму районного коэффициента 15% на доплату за совмещение должностей за март, апрель, май 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" Малых В.Н. по существу повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на принятое решение, основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" Малых В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 08 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.