Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу законного представителя государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Вельский психоневрологический интернат" (далее - ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат") Мещерякова А.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника Вельского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 08 декабря 2020 года, решение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года и решение судьи Архангельского областного суда от 02 марта 2021 года, вынесенные в отношении ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением начальника Вельского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Вельского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года и решением судьи Архангельского областного суда от 02 марта 2021 года, решение судьи Вологодского областного суда от 10 марта 2021 года, ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат Мещеряков А.Н. выражает несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, ссылаясь на наличие оснований для прекращения производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 30 ноября 2020 года основанием для привлечения ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат" к административной ответственности послужило то, что в ходе проведенного в период с 27 октября по 23 ноября 2020 года эпидемиологического расследования очага инфекционных заболеваний и установления причинно-следственных связей выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и противоэпидемических требований. А именно, в нарушение абз.2 п.4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID 19) в 7 и 9 отделениях несвоевременно проводилась изоляция госпитализация больных COVID 19, так больные 7 отделения, у которых диагноз COVID 19 подтвержден лабораторно 20 и 21 октября 2020 года, были госпитализированы 22 октября 2020 года а из выявленных 29 октября 34 человек с диагнозом COVID 19 16 больных были госпитализированы 30 октября 2020 года; в 9 отделении на день проверки 10 ноября 2020 года не были госпитализированы в специализированное лечебное учреждение (инфекционный госпиталь) 13 пациентов, их лечение проводилось в палатах 9 отделения психоневрологического интерната.
При рассмотрении жалобы судьей Вельского районного суда Архангельской области и судьей Архангельского областного суда не учтено нижеследующее.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).
В силу статьи 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 3).
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 (далее - СП 3.1.3597-20) определяют требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (пункт 1.1). Раздел IV "Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19" этих правил предусматривает противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции, которые организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1). Пунктом 4.2 Санитарных правил определена эпидемиологическая тактика при COVID-19, которая включает, помимо прочего, выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию.
Мероприятия, предусмотренные пунктом 4.2 СП 3.1.3597-20, осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "у" пункта 1 статьи 11).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающие конкретные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе устанавливающие правила поведения граждан и организаций в условиях режима повышенной готовности.
Таким образом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 4.2 СП 3.1.3597-20, путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Как видно из абз.2 п.4.2 СП 3.1.3597-20, данным пунктом установлена необходимость своевременной изоляции и госпитализации больных, но не указано, какие именно сроки определяют своевременность изоляции и госпитализации, что предполагает необходимость установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, конкретизирующих исполнение данного пункта СП 3.1.3597-20.
На основании вышеизложенного, ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат" не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 4.2 СП 3.1.3597-20, поскольку мероприятия, предусмотренные данным пунктом, осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Вместе с тем, нарушение каких-либо правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2020 года ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат" не вменено.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2021 года и решение судьи Вологодского областного суда от 10 марта 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Попова Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Вельского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 08 декабря 2020 года, решение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года и решение судьи Архангельского областного суда от 02 марта 2021 года, вынесенные в отношении ГАСУ АО "Вельский психоневрологический интернат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.