Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Рябинина К.В, с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Копничевой Е. М. (далее - Копничева Е.М.) на решение Вологодского областного суда от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 года по административному делу N 3а-457/2020 по исковому заявлению Копничевой Е.М. к Совету муниципального образования "Грязовецкое" об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кичаевой О.А. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 19 декабря 2019 года N 19 утвержден регламент Совета муниципального образования Грязовецкое (далее также - Регламент).
Указанные решение и регламент официально опубликованы в печатном издании "Земские вести" 23 декабря 2019 года.
19 марта 2020 года Советом муниципального образования Грязовецкое принято решение N 2 "О внесении изменений в Регламент Совета муниципального образования Грязовецкое" (далее также - Решение от 19 марта 2020 года N 2), в соответствии с пунктом 1.1 которого статья 7 главы 1 раздела II Регламента изложена в следующей редакции:
"Глава МО Грязовецкое избирается из состава депутатов Совета МО Грязовецкое при тайном голосовании.
В случае, если по итогам голосования Глава МО Грязовецкое не избран, в Совете МО Грязовецкое может быть проведено одно или несколько
повторных голосований по данному вопросу. В случае, если на первом заседании Совета нового созыва Глава МО Грязовецкое не избран, данный вопрос выносится на рассмотрение следующего (следующих) заседания (заседаний) до избрания Главы МО Грязовецкое."
Пунктом 1.2 этого же решения изложен в новой редакции пункт 4 статьи 8 главы 1 раздела II Регламента: "Кандидат считается избранным из числа депутатов Главой МО Грязовецкое, если по итогам тайного голосования данный кандидат набрал не менее простого большинства голосов от установленного числа депутатов Совета МО Грязовецкое."
Оспаривая правомерность приведенных выше пунктов 1.1 и 1.2 Решения от 19 марта 2020 года N 2, Копничева Е.М, являющаяся депутатом Совета муниципального образования Грязовецкое, 24 июля 2020 года обратилась в суд с административным иском к Совету муниципального образования "Грязовецкое" о признании их недействующими.
В обоснование заявленных требований Копничева Е.М. ссылалась на то, что нормативный правовой акт в оспариваемых частях противоречит части 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), пункту 2 статьи 14 Устава муниципального образования Грязовецкое, принят с нарушением установленной Регламентом процедуры принятия.
Решением Вологодского областного суда от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 года, отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим пункта 1.2 Решения от 19 марта 2020 года N 2; в части требований о признании недействующим пункта 1.1 названного решения производство по делу прекращено в связи с принятием судом отказа представителя административного истца от иска в этой части.
В кассационной жалобе, поданной через Вологодский областной суд 12 июля 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 июля 2021 года, Копничева Е.М. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принятии нового решения о признании недействующим пункта 1.2 оспариваемого решения, как противоречащего нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу.
В возражениях на кассационную жалобу председатель Совета муниципального образования "Грязовецкое" и участвовавший в деле прокурор прокуратуры Вологодской области указывают на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просят оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признании недействующим пункта 1.2 оспариваемого решения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проанализировав положения Регламента, Положения о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов Совета муниципального образования Грязовецкое, утвержденного решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 4 марта 2011 года N 7 (далее - Положение), исследовав представленные административным ответчиком доказательства, и установив, что в нарушение пункта "а" части 1 статьи 14, части 1 статьи 39 Регламента отсутствует заключение Президиума Совета муниципального образования Грязовецкое о готовности вопроса о внесении изменений в Регламент для внесения на заседание Совета муниципального образования Грязовецкое, согласование проекта нормативного правового акта руководителями заинтересованных структурных подразделений администрации муниципального образования, пришел в то же время к выводу, что указанные нарушения не могут быть отнесены к числу существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущих признание его недействующим.
Оценивая содержание пункта 1.2 Решения от 19 марта 2020 года N 2 на предмет соответствия актам, имеющим большую юридическую силу и положениям Устава муниципального образования Грязовецкое, суд первой инстанции каких-либо противоречий не установил, указав, что системное толкование положений Устава муниципального образования Грязовецкое и пункта 8 статьи 41 Регламента позволяет прийти к выводу, что выборы главы муниципального образования Грязовецкое являются правомочными в случае, если на заседании Совета муниципального образования Грязовецкое присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов (10 депутатов), при этом глава считается избранным простым большинством голосов (8 голосов депутатов) от установленного числа депутатов Совета муниципального образования Грязовецкое (15 депутатов).
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда в части отсутствия существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, согласилась, указав, что вывод суда соответствует материалам административного дела и полностью согласуется с разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 29 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", о том, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
В то же время, судебная коллегия посчитала неверным приведенное судом первой инстанции толкование пункта 2 статьи 14 Устава муниципального образования Грязовецкое, принятого решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 18 мая 2018 года N 20 (далее - Устав), как регламентирующей вопросы правомочности заседания Совета муниципального образования при решении вопроса об избрании главы муниципального образования, указав, что вопросы правомочности заседания Совета регламентированы в пункте 4 статьи 11 названного Устава, при этом формулировки, использованные в пункте 2 статьи 14 этого Устава, в их сопоставлении с содержанием пунктов 2, 4 статьи 11, пункта 1 части 2 статьи 12, пунктов 1, 2 статьи 13 данного Устава, на которые сослался суд в решении, не позволяют прийти к выводу о том, что осуществляя правовое регулирование порядка избрания главы муниципального образования представительный орган муниципального образования в пункте 2 статьи 14 Устава, принятого решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 18 мая 2018 года N 20, определилтребования к правомочности заседания Совета муниципального образования Грязовецкое, а не условия для принятия соответствующего решения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены постановленного по делу судебного акта, исходя из того, что оспариваемая норма Регламента соответствует действующей в настоящее время редакции Устава муниципального образования Грязовецкое и на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции пункт 1.2 Решения от 19 марта 2020 года N 2 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления с соблюдением порядка принятия и не нарушает прав административного истца и нормам материального и процессуального права выводы суда апелляционной инстанции, исходя из установленных им обстоятельств, не противоречат.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 12, пунктов 1, 2 статьи 13 Устава Совет по вопросам своего ведения, принимает муниципальные правовые акты - решения. Решения принимаются на заседании Совета открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием. Решения Совета, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов.
Совет муниципального образования Грязовецкое состоит из 15 депутатов. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 % от числа избранных депутатов (пункты 2, 4 статьи 11 Устава).
Порядок внесения в Совет МО Грязовецкое проектов нормативных правовых актов и их принятие регулируется главами 7, 8 Регламента, а также Положением о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов Совета МО Грязовецкое, утвержденным Решением Совета МО Грязовецкое от 4 марта 2011 года N 7 (далее - Положение).
Проект Решения от 19 марта 2020 года N 2 внесен пятью депутатами Совета, одобрен на заседании постоянных комиссий по Регламенту, депутатской деятельности и вопросам местного самоуправления, по бюджету, налогам, экономике и вопросам собственности, по социальным вопросам Совета муниципального образования Грязовецкое 17 марта 2020 года и вынесен на обсуждение Совета муниципального образования Грязовецкое.
Согласно протоколу заседания Совета муниципального образования Грязовецкое от 19 марта 2020 года, на котором присутствовало 13 депутатов, то есть более 50% от числа избранных (15 депутатов), за принятие оспариваемого в части решения проголосовало 8 депутатов (большинство от числа избранных депутатов), что согласуется с положениями части 2 статьи 15 Устава муниципального образования Грязовецкое в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого в части решения.
При этом, как установлено судами, при вынесении на обсуждение Совета муниципального образования Грязовецкое проекта оспариваемого решения, действительно, в нарушение пункта "а" части 1 статьи 14, части 1 статьи 39 Регламента отсутствовало заключение Президиума Совета муниципального образования Грязовецкое о готовности вопроса о внесении изменений в Регламент для внесения на заседание Совета муниципального образования Грязовецкое, а также согласование проекта нормативного правового акта руководителями заинтересованных структурных подразделений администрации муниципального образования.
Между тем, поскольку суды установили, что заседание Президиума не проводилось ввиду того, что на тот момент его состав не был утвержден, а на заседании постоянных комиссий 17 марта 2020 года присутствовали, кроме депутатов, специалисты администрации по экономическим, юридическим и земельным вопросам, т.е. заинтересованные структурные подразделения администрации муниципального образования, как того требует статья 39 Регламента, а также сама Копничева Е.М, которая замечаний по проекту нормативно-правового характера не высказывала, при этом процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соответствовала процедуре, установленной Положением о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов Совета МО Грязовецкое, утвержденным Решением Совета МО Грязовецкое от 4 марта 2011 года N 7, вывод судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по мотиву нарушений процедуры его принятия следует признать правомерным ввиду несущественности указанных нарушений.
Проверяя содержание пункта 1.2 Решения от 19 марта 2020 года N 2 на предмет соответствия вышеприведенным положениям Устава муниципального образования Грязовецкое, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 25 августа 2020 года N 41 Устав данного муниципального образования принят в новой редакции, в которой главе муниципального образования, в том числе порядку избрания данного должностного лица, посвящена глава 16 Устава, согласно части 2 которой глава городского поселения избирается большинством голосов от установленной численной депутатов Совета городского поселения Грязовецкое.
Устав муниципального образование Грязовецкое, принятый решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 25 августа 2020 года N 41, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области 12 октября 2020 года, опубликован в официальном печатном издании "Земские вести" 30 октября 2020 года.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оспариваемая норма Регламента соответствовала действующей редакции Устава муниципального образования Грязовецкое и не противоречила нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, его выводы об отсутствии оснований для признания оспариваемой нормы недействующей по указанным основаниям также не имеется.
Не влекут отмену судебных актов и доводы кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в допуске к участию в судебном заседании при рассмотрении дела по существу в качестве представителя административного ответчика Трунина Н.А. без проверки его полномочий, поскольку из протокола судебного заседания от 22 сентября 2020 года следует, что указанное лицо в соответствии с требованиями части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представило документы, подтверждающие полномочия и наличие высшего юридического образования, что является основанием для допуска к участию в деле в качестве представителя стороны спора в административном процессе.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Вологодского областного суда от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Копничевой Е.М. - без удовлетворения.
Решение Вологодского областного суда от 22 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.