Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Левина А. В. (далее - Левин А.В.) на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2021 года по административному делу N 2а-876/2021 по исковому заявлению Левина А.В. к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене решения о сносе зеленого насаждения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца Левина А.В. - Юсуповой А.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
15 сентября 2020 года Комитетом по благоустройству Санкт- Петербурга муниципальному казенному учреждению "Служба по благоустройству" муниципального образования муниципальный округ Васильевский Санкт-Петербурга (далее также - МКУ "Служба по благоустройству" ВМО МО Васильевский) выдан порубочный билет N 68 на снос зеленых насаждений, утративших жизнеспособность, в соответствии с которым при наличии протокола обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 1 сентября 2020 года дано разрешение произвести снос деревьев (в количестве 1 штуки) с одновременным вывозом порубочных остатков и корчевкой пней по адресу: "адрес"
Оспаривая правомерность данного решения, житель "адрес" Левин А.В. 18 ноября 2020 года обратился в суд с административным иском к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что снос тополя (зеленого насаждения общего пользования) в сквере его дома по 16-ой линии В.О. на основании вышеназванного порубочного билета является незаконным, поскольку на основании экспертного заключения N-э от 10 июня 2019 года, составленного сотрудником Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. С.М.Кирова кандидатом биологических наук Леонтьевым Л.Л. по результатам осмотра деревьев (тополей), растущих во дворе "адрес", указанные деревья имеют удовлетворительное состояние, являются жизнеспособными, не утратили декоративность, не усыхают, опасность самопроизвольного падения этих деревьев не установлена, опасных болезней и вредителей нет. По мнению административного истца выдача порубочного билета на снос указанного дерева нарушает его право на благоприятную окружающую среду.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Левина А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга 6 июля 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 июля 2021 года, Левин А.В. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просят об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу. Полагает, что в документах, представленных в Комитет по благоустройству, содержались недостоверные сведения относительно результата обследования зеленых насаждений, что административным ответчиком было проигнорировано вопреки Административному регламенту. Считает необоснованным вывод судов о несостоятельности представленного им экспертного заключения N-э от 10 июня 2019 года.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743 "О порядке рубки и пересадки, а также любого другого правомерного уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге", а также Положением о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 года N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что нарушений при выдаче порубочного билета не допущено и исходя из того, что в рамках производственных работ по вырубке дерева запланировано компенсационное озеленение, в связи с чем права административного истца на благоприятную окружающую среду не нарушаются, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого решения незаконным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами не установлена.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" повреждение или уничтожение зеленых насаждений является правомерным в случае проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции территорий зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 статьи 9 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт- Петербурге производится в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт- Петербурге" санитарная рубка (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) производится по результатам обследования зеленых насаждений, проводимого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства. Аварийные и больные деревья, отведенные в рубку, маркируются. Протоколы обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке, являются общедоступными.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743 утвержден Порядок рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге (далее Порядок), который в соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 23 июня 2010 года N396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" определяет порядок рубки и(или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения следующих видов зеленых насаждений в Санкт-Петербурге: зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, а также на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743 Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным выдавать порубочные билеты.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производятся на основании специального разрешения - порубочного билета.
В соответствии с Технологическим регламентом производства работ по содержанию территорий зеленых насаждений и ремонту расположенных на них объектов зеленых насаждений, утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт- Петербурга от 12 августа 2019 года N 179-р, вырубка обязательна по отношению к деревьям по показаниям их состояния, поврежденности, отклонениям в развитии, положении и строении ствола и кроны, опасности для окружающих насаждений, населения, строений и сооружений и невозможности выполнять экологические и эстетические функции. Вырубке подлежат деревья: неудовлетворительного состояния, утратившие жизнеспособность, декоративность и другие полезные свойства и относящиеся к категориям усыхающих, сухостоя текущего года (усохших в текущем году), сухостоя прошлых лет; представляющие опасность самопроизвольного падения, в том числе и под воздействием атмосферных явлений (далее - аварийные деревья, деревья- угрозы); деревья, пораженные опасными болезнями и вредителями. В силу пункта 2 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 года N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства" (в редакции на дату спорных правоотношений), основными задачам Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга являются, в том числе, организация благоустройства и озеленения территорий общего пользования в Санкт-Петербурге; разработка в установленном порядке концепции развития садово-паркового хозяйства, осуществление мероприятий по охране и защите зеленого фонда Санкт-Петербурга, реализация программ по развитию и содержанию объектов зеленых насаждений.
В целях реализации возложенных задач Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга предоставлены полномочия осуществлять взаимодействие по вопросам своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами; осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для выполнения стоящих перед Комитетом задач (п. 3.18, 3.83 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 29 июня 2010 г. N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства").
Согласно пункту 3.46 указанного Положения к полномочиям Комитета отнесены выдача порубочных билетов, определение требований к производству работ по рубке и(или) пересадке, а также любому другому правомерному уничтожению зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, обеспечение проверки соответствия работ по рубке и(или) пересадке, а также любому другому правомерному уничтожению зеленых насаждений условиям выданных порубочных билетов.
Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 22 января 2014 года N5-р утвержден Порядок проведения обследования зеленых насаждений, по результатам которого производится санитарные рубки (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников).
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка по результатам проведения визуального обследования зеленых насаждений принимается одно из следующих решений: решение о необходимости проведения санитарной рубки; решение о необходимости проведения санитарной рубки с возможностью замены санитарной рубки на санитарно-оздоровительные мероприятия в случаях, предусмотренных пунктом 7.2 Порядка; решение об отсутствии необходимости проведения санитарной рубки зеленых насаждений, в отношении которых проводилось обследование.
Решение о необходимости проведения санитарной рубки согласно пункту 7.1 Порядка проведения обследования зеленых насаждений принимается в отношении следующих зеленых насаждений: зеленые насаждения неудовлетворительного состояния и относящиеся к категориям 4 - усыхающих, 5 - сухостоя текущего года (усохших в текущем году), 6 - сухостоя прошлых лет в соответствии с Таблицей 1;зеленые насаждения с отклонениями в развитии, положении, строении ствола и кроны, состояние которых признано неудовлетворительным в соответствии с Таблицей 2; зеленые насаждения любых категорий состояния, пораженные опасными болезнями или поврежденные (заселенные) вредителями в сильной степени, несовместимой с длительным сохранением их жизнеспособности, а также представляющие опасность как источник распространения возбудителей болезней или расселения вредителей, в соответствии с критериями, указанными в Таблицах 3 и 4; зеленые насаждения, обладающие признаками аварийности, в соответствии с Таблицей 5.
В пункте 2.9 Административного регламента Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга по выдаче порубочных билетов при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство, а также строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых получение разрешения на строительство не требуется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 25 января 2018 года N6-р, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
-отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента;
-недостоверные данные в предоставленном дендроплане и приложенной перечетной ведомости;
-в случае если уничтожение и(или) повреждение зеленых насаждений при осуществлении работ приведет к сокращению площади территорий зеленых насаждений общего пользования, если показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений в пределах соответствующего района Санкт-Петербурга будет ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений или если предполагаемое уничтожение и(или) повреждение зеленых насаждений приведет к снижению показателя обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений до уровня ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений;
-получение сведений в результате межведомственного электронного взаимодействия об отсутствии в распоряжении государственных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, документов, указанных в пункте 2.7 настоящего Административного регламента.
Пунктом 2.6 названного Административного регламента установлен перечень документов для предоставления названной государственной услуги.
Из протокола обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 1 сентября 2020 года, удостоверенного представителем Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга специалистом отдела координации работ в зоне зеленых насаждений, представителем Акционерного общества "Садово-парковое хозяйство "Василеостровец", следует, что на основании письменного обращения, визуального осмотра, заключения ПК Возрождения от 15 августа 2019 года, произведено обследование зеленых насаждений по адресу: "адрес", вид зеленых насаждений: ЗНОП местного значения 6-8-61 ("адрес" по результатам которого установлено одно дерево (тополь), ранее омоложенное подлежащее сносу. Результаты протокола осмотра административным истцом в установленном порядке не оспорены.
Поскольку судами установлено, что порубочный билет был выдан Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга с соблюдением требований вышеприведенных нормативных правовых актов на основании документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента и в отсутствие оснований для отказа в выдаче порубочного билет, установленных в пункте 2.9 Административного регламента, выводы судов об отсутствии оснований для признания решения о его выдаче незаконным, следует признать правомерными.
При этом судами обоснованно отклонены доводы административного истца о нарушении его права на благоприятную окружающую среду, поскольку согласно Адресной программы по организации работ по компенсационному озеленению в отношении территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга на территории МО Васильевский в 2021 году в сквере на "адрес". (N) взамен утраченного дерева планируется посадка иного дерева - Ивы шаровидной, что является обязательным условием вырубки зеленых насаждений на основании специального разрешения (порубочного билета).
Доводы кассационной жалобы об обратном, в том числе о необоснованном отклонении судами представленного административным истцом экспертного заключения N-э от 10 июня 2019 года, проведенного ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова", не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левина А.В. - без удовлетворения.
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.