N 88а-17643/2021
город Санкт-Петербург 24 сентября 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции Корнюшенков Г.В, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области на определение Солецкого районного суда Новгородской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 9 июля 2021 года по административному материалу N 13а-82/2021 по заявлению о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
вступившим 22 декабря 2020 года в законную силу решением Солецкого районного суда Новгородской области от 19 ноября 2020 года удовлетворены административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области возложена обязанность в течение четыре месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения Солецкого городского поселения по улице Чернышевского города Сольцы дефекты дорожного полотна в виде выбоин, превышающих по своим размерам допустимые по ГОСТ 50597-2017: глубиной 10 см, шириной 1, 88 м, длиной 1, 5 м возле д. 23 по Чернышевского (0+100 м); глубиной 10 см, шириной 1, 80 м, длиной 1, 1 м возле д. 23 по ул. Чернышевского (0+100 м); глубиной 10 см, шириной 1, 70 см, длиной 1, 4 м возле д. 16 по ул. Чернышевского (0+300 м); глубиной 9 см, шириной 1, 42 м, длиной 1, 22 м возле д. 30 по ул. Чернышевского (0+400 м); глубиной более 10 см, шириной 1, 13 м, длиной 1, 4 м возле д. 30 по ул. Чернышевского (0+400 м).
Администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области (далее также - Администрация округа), являющаяся правопреемником администрации Солецкого муниципального района, обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 1 августа 2022 года, указав в обоснование, что природно-климатические условия (зимний период времени) и отсутствие достаточных денежных средств не позволяют исполнить решение суда в установленный срок. Администрация округа обязана исполнить шестнадцать решений суда, согласно которым необходимо произвести ремонт 22 автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 9 июля 2021 года, в удовлетворении заявления администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Солецкого районного суда Новгородской области от 19 ноября 2020 года отказано.
В кассационной жалобе на определение Солецкого районного суда Новгородской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 9 июля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 26 августа 2021 года, администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области, выражая несогласие с указанными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование приводит доводы об осуществленных Администрацией округа действиях по исполнению решения суда. Ссылаясь на положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывает, что для исполнения решения суда необходимы существенные сроки и дополнительные денежные средства.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив кассационную жалобу и материалы административного дела, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не усматриваю.
Согласно части 1 статьи 189, части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению требований исполнительного документа, с обязательным обеспечением баланса интересов должника и взыскателя, соблюдением требований справедливости и соразмерности. При этому следует учитывать, что несмотря на то что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.
Материалами дела установлено, что решение Солецкого районного суда Новгородской области от 19 ноября 2020 года до настоящего времени Администрацией округа не исполнено.
Подготовка Администрацией округа локального сметного расчета на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого муниципального округа, заключение муниципального контракта на оказание услуги по проверке сметной стоимости на ремонт автомобильных дорог, утверждение Администрацией округа плана ремонта автомобильных дорог, заключение контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории города Сольцы и иные подобные действия об устранении дефектов дорожного полотна на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения Солецкого городского поселения по улице Чернышевского города Сольцы не свидетельствуют.
Рассматривая заявление Администрации округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств, подтверждающих исключительность обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, не представлено. Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы Администрации округа об отсутствии достаточного финансирования, необходимого для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Также не могут служить безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения и ссылки на положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В данном случае суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать установлению баланса интересов сторон при том, что исполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
Кроме того, Администрацией округа судам не было представлено убедительных доказательств того, что по окончании действия требуемой отсрочки исполнения судебного акта требования исполнительного документа будут исполнены.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Солецкого районного суда Новгородской области от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 9 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области - без удовлетворения.
Определение Солецкого районного суда Новгородской области от 30 апреля 2021 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 9 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.