Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 12 мая 2021 г. по делу N 2-79/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонному) о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонному) (далее также-УПФР в г. Кондопога Республики Карелия) о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указано, что решением ответчика истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. С указанным решением ответчика истец не согласен. В период с 15.11.1988 по 11.05.1991 истец проходил действительную срочную военную службу по призыву в войсковых частях, дислоцировавшихся в г. Североморске Мурманской области. После увольнения с действительной срочной военной службы был трудоустроен в течение трех месяцев в Колодозерский лесопункт-лесничество Кривецкого комплексного леспромхоза объединения "Кареллеспром" в п. Приречный Пудожского района.
Истец просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения срочной военной службы с 15.11.1988 по 17.11.1991; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента возникновения права.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 12 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, 11.10.1970 года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 11.10.2020.
При принятии решения о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в стаж работы в районах Крайнего Севера не был учтен период прохождения срочной службы с 15.11.1988 по 11.05.1989 для установления повышенной фиксированной выплаты.
Согласно архивной справке ФГКУ Центральный архив (Архив Военно-Морского Флота) от 10.12.2020 N 12640 ФИО2 призван 09.11.1988 Пудожским РВК Карельской АССР, с 15.11.1988 по 11.05.1989 проходил срочную военную службу в войсковой части 99389, которая дислоцировалась в г. Североморск Мурманской области. В приказе командира войсковой части 99389 от 11.05.1989 N 115 ФИО2 значится убывшим для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть 20344 (36045).
В соответствии с архивной справкой войсковой части 40050 от 27.01.2021 N 42 ФИО2 в период с 13.05.1989 по 16.11.1991 проходил военную службу по призыву в районах Крайнего Севера и других в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Мурманская область, г. Североморск, в/ч 40050) и 16.11.1991 уволен с военной службы по окончанию срока службы по призыву.
Как следует из трудовой книжки истца, после увольнения с военной службы 29.01.1992 истец был принят в Колодозерский лесопункт-лесничество Кривецкого КЛПХ объединения "Кареллеспром" слесарем третьего разряда.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера; Пудожский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 N 2226).
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", пришел к выводу об отказе истцу в иске.
Суд апелляционной инстанции посчитал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований ФИО2 основаны на правильном применении норм материального права, при рассмотрении спора судами не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в кассационном порядке.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также-Закон N 400-ФЗ).
Согласно ст. 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8 ст.13 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч.6 ст.17 Закона N 400-ФЗ).
В силу ч.1 ст.18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
С учетом изложенного, вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) в целях определения права на страховую пенсии по старости досрочно.
Вместе с тем, включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) в целях определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Доводы заявителя жалобы, как основанные на ошибочном применении вышеприведенных нормативных положений, не подтверждают незаконность обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 12 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.