Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 3373/2020 по исковому заявлению Сокол Светланы Федоровны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости
по кассационной жалобе Сокол Светланы Федоровны на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В,
УСТАНОВИЛА:
Сокол С.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Архангельске Архангельской области (межрайонному) (далее - Управление, пенсионный орган, ответчик) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование требований указала, что 2 сентября 2020 г..подала в пенсионный орган заявление о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ). Решением пенсионного органа от 10 сентября 2020 г..N 1317 в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера - 12 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 17 лет, и указано, что она имеет стаж работы в районах Крайнего Севера - 02 года 06 месяцев и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 13 лет 04 месяца. Полагает, что при рассмотрении заявления о назначении пенсии пенсионный орган необоснованно не применил правила суммирования периодов работы с различными территориальными условиями, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ. Полагает, что стаж ее работы в районах Крайнего Севера с учетом правил суммирования составляет 15 лет 10 месяцев, что превышает минимально установленный пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ.
Просила обязать Управление включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в районах Крайнего Севера с 25 сентября 1989 г..по 07 января 1990 г, с 28 января 1990 г..по 13 марта 1990 г, с 17 августа 1992 г..по 20 апреля 1993 г, с 12 апреля 1996 г..по 25 августа 1997 г, учитывая каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ с 01 октября 2020 г..
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 23 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определениеи судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Сокол С.Ф отказано.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене принятых судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не было допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Сокол С.Ф, 01 октября 1970 года рождения, 2 сентября 2020 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ. Решением Управления от 10 сентября 2020 г. N 1317 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Решением пенсионного органа страховой стаж истца определен в календарном исчислении продолжительностью 24 года 05 месяцев 24 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера календарно - 02 года 05 месяцев 16 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в календарном исчислении), - 14 лет 06 месяцев 06 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, приведенный к стажу работы в районах Крайнего Севера, - 13 лет 04 месяца 05 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь подлежащими применению нормами пенсионного законодательства, регулирующими назначение пенсии ранее достижения установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ возраста женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера, исходил из того, что истец не имеет требуемого стажа работы в особых природно-климатических условиях для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Требования истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, спорных периодов работы в районах Крайнего, учитывая каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, также не удовлетворены судом, так как при подсчете стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и приведение его к стажу работы в районах Крайнего Севера, пенсионным органом произведены, и такой стаж истца составил менее 15 лет, что также не дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы суда первой инстанции и согласившего с ними суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает и в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Порядок исчисления и назначения пенсии с 1 января 2015 г. регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 1 января 2019 г. в размере не менее 16, 2 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как правильно указали суды, в названной норме закона содержится правило об исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в случае, если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Согласно указанной норме каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам, не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по указанному основанию правило исчисления стажа, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 32 вышеуказанного Федерального закона (когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера) не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанный Федеральный закона, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.
С учетом изложенного суды обоснованно отклонили доводы истца о возможности применения аналогии к исчислению стажа по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ правил, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Поскольку у истца, родившей троих детей, отсутствует необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения ей пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Применительно к установленным обстоятельствам данного дела, выводы суда первой и апелляционной инстанций сомнений в законности не вызывают.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.