г. Нижний Новгород
12 октября 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости, по частной жалобе ФИО на определение Ульяновского областного суда от 7 июля 2021 года о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является собственником указанного здания, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 9 249 383 рублей. Вместе с тем, рыночная стоимость здания на указанную дату составляет 2 445 962 рублей, что подтверждается отчетом оценщика. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают права истца в сфере налогообложения, в связи с чем просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 2 445 962 рублей по состоянию на 12 сентября 2013 года.
Определением Ульяновского областного суда от 7 июля 2021 года прекращено производство по указанному делу.
Не согласившись с указанным определением, административным истцом подана частная жалоба, в которой, полагая определение суда незаконным, просит его отменить. Заявитель жалобы указывает на то, что созданное на территории Ульяновской области ОГБУ "Центр государственной оценки" не наделено полномочиями по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых определена до 1 января 2021 года. Кроме того, ее заявление в ГБУ "Центр государственной оценки" не принято, поскольку на территории Ульяновской области проводилась массовая государственная кадастровая оценка земельных участков, результаты которой вступили в силу с 1 января 2021 года, а иного недвижимого имущества не проводилась. Полагает, что положения Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, а должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона N135-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
В силу требований частей 1, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке, предусмотренной настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей, судьями соответствующих судов единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1). Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (часть 3).
Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено главой 25 КАС РФ.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N269-ФЗ).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером N - здания, расположенного по адресу: "адрес", определена в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области актом от 5 марта 2014 года по состоянию на 12 сентября 2013 года.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ или Федеральным законом N135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N237-ФЗ).
Статьями 22 и 22.1 Федерального закона N237-ФЗ предусмотрена либо возможность оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке и Комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 22), либо возможность установления кадастровой стоимости недвижимого имущества бюджетным учреждением (в Ульяновской области - ОГБУ "Центр государственной оценки") в размере рыночной стоимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц (статья 22.1).
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона N269-ФЗ установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года N775-П "Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ - 1 января 2021 года для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ в Ульяновской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что после 1 января 2020 года оспариванию подлежит только решение бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в Ульяновский областной суд с данным исковым заявлением 11 июня 2021 года.
Согласно сообщению ОГБУ "Центр государственной оценки" до 23 сентября 2021 года ФИО не обращалась к ним с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2021, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
В связи с чем доводы частной жалобы о том, что положения Федерального закона N237-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, и оспаривание осуществляется в соответствии с Федеральным законом N135-ФЗ, не состоятельны.
Поскольку с 1 января 2021 года на территории Ульяновской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, а в суд административный истец обратился только 11 июня 2021 года, при этом к административному исковому заявлению не было представлено доказательств обращения до 1 января 2021 года в порядке, предусмотренном законодательством, при рассмотрении искового заявления подлежит применению новое правовое регулирование.
Следовательно, поданное ФИО заявление не подлежало рассмотрению в суде, поскольку для разрешения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости федеральным законом с 1 января 2021 года предусмотрен внесудебный порядок, установленный статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ, несоблюдение которого может повлечь последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Ульяновского областного суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.