Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жемковой Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Арсеньева Р.Г, о признании недействующим решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области"
по апелляционной жалобе Жемковой Н.В. на решение Нижегородского областного суда от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ходус Ю.А, объяснения административного истца Жемковой Н.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО20, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
12 декабря 2017 года сельским Советом Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области принято решение N56 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области" (далее также - решение от 12 декабря 2017 года N56, Правила землепользования и застройки).
Решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N 44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области" в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в том числе, в текстовой части ПЗЗ в статье 41 в территориальной зоне "Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами" в предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства слова "3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 500 кв.м.;" заменены на слова "3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 200 кв.м;".
Решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N 44 обнародовано в установленном порядке: в помещении администрации Каменского сельсовета; в помещении Каменского СДК (библиотека); в помещении библиотеки пос. Кузьмияр (акт об обнародовании от 05 декабря 2018 года N44). Данное решение также размещено на официальном сайте администрации городского округа Воротынский Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Жемкова Н.В, действующая в интересах несовершеннолетнего Арсеньева Р.Г, обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что несовершеннолетний Арсеньев Р.Г. является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 600+/-9 кв.м, категория земли: " "данные изъяты"", вид разрешенного использования: " "данные изъяты"", адрес объекта: "адрес" "адрес"
Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 200 кв.м, что послужило основанием для отказа в перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Установление в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области минимальной площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере 200 кв.м. нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку ограничивает право на приобретение в собственность земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Помимо вышеизложенного, административный истец указал, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области" принято с нарушением порядка и процедуры его принятия.
В судебном заседании административный истец Жемкова Н.В. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям, указав, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 принято с нарушением порядка и процедуры его принятия, содержание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривается.
В судебном заседании представитель Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО13 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Решением Нижегородского областного суда от 16 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Жемковой Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Арсеньева Р.Г, о признании недействующим решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области", отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Нижегородского областного суда от 16 июня 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления Жемковой Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Арсеньева Р.Г, о признании недействующим решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области" в полном объеме.
Административный истец полагает, что судом вынесено решение при недоказанности обстоятельств имеющих значение для рассмотрения дела, а именно, судом не правомерно посчитал доказанным факт опубликования решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области", который не был опубликован на официальном сайте Воротынского городского округа и на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования на момент обращения административным истцом в администрацию Воротынского городского округа 18 августа 2020 года и в Воротынский районный суд 19 октября 2020 года.
Вместо этого нормативного правового акта на вышеперечисленных сайтах в 2020 году и по настоящее время находятся Правила землепользования и застройки с последними изменениями от 20 марта 2018 года, где в ст. 41 " Градостроительные регламенты жилых зон" в таблице предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков в пункте 1.3 минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 500 кв.м, а не 2000 кв. м. как указано в решении N 44 от 5 декабря 2018 года.
Также указывает, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N7 было подписано неуполномоченным лицом, дата принятия решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 17 сентября 2017 года N29 "О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки" является не достоверной.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Жемкова Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетний Арсеньев Р.Г. является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 600+/-9 кв.м, категория земли: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для ведения личного подсобного хозяйства", адрес объекта: "адрес" Другим собственником является ФИО16 (? доля в праве).
Жемкова Н.В, действующая в интересах несовершеннолетнего Арсеньева Р.Г, обратилась в администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области (отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, адрес объекта: ФИО7 "адрес", "адрес" путем перераспределения.
Администрацией городского округа Воротынский Нижегородской области (отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок) заявителю отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N с землями, государственная собственность на которые не разграничена в размерах, указанных заявителем, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 200 кв.м.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Обращаясь с настоящим иском в суд, административный истец указала на противоречие оспариваемого нормативного правового акта актам большей юридической силы, а также на нарушение процедуры его принятия.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции пришел к выводу, что минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства на территории Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области не превышают минимального размера, установленного Федеральным законом от 07 июля 2003 года N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года N58-З, Законом Нижегородской области от 02 февраля 2012 года N4-З, решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, прав, свобод и законных интересов административного истца в указанном им аспекте не нарушает. Кроме того, решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44 принято уполномоченным органом при соблюдении требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, положений Федерального закона от 07 июля 2003 года N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Закона Нижегородской области от 14 июля 2003 года N58-З, Закона Нижегородской области от 02 февраля 2012 года N4-З.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует нормам права, подлежащим применению, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее также - Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года N248 (далее также - Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года N16 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года N6".
Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области", Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Устава Нижегородской области, Устава Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N 44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области" принято в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату его издания), с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения его в действие.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка опубликования нормативного правового акта, судебная коллегия находит их несостоятельными ввиду следующего.
Согласно статье 38 Устава Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному обнародованию путем вывешивания их полного текста в общедоступных местах: в помещении администрации Каменского сельсовета по адресу: "адрес"; в помещении Каменской сельской библиотеки N "данные изъяты" по адресу: "адрес" в помещении Кузьмиярской сельской библиотеки N "данные изъяты" по адресу: "адрес"
Положением о порядке обнародования (опубликования) муниципальных правовых актов Каменского сельсовета Воротынского муниципального района, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N7, предусмотрено, что официальным обнародованием муниципального правового акта признается официальное размещение для всеобщего сведения его полного текста в местах наибольшего скопления населения сельсовета (здание администрации сельсовета, здание магазина "ООО Каменский Торг", здание клуба села Каменка, здание клуба поселка Кузьмияр, почты села Каменка, почты поселка Кузьмияр, сельская библиотека села Каменка, сельская библиотека поселка Кузьмияр", а также на специально установленных информационных стендах.
Судом первой инстанции установлено, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N обнародовано в установленном порядке: в помещении администрации Каменского сельсовета; в помещении "данные изъяты" (библиотека); в помещении библиотеки "адрес", о чем в материалах дела имеется акт об обнародовании от 05 декабря 2018 года N44.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
При указанных обстоятельствах доводы административного истца о нарушении порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта противоречат материалам дела.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что Положением о порядке обнародования (опубликования) муниципальных правовых актов Каменского сельсовета Воротынского муниципального района, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N7 не предусмотрена публикация на официальной сайте администрации муниципального образования.
Вместе с тем, решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N 44 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области" размещено на официальном сайте администрации городского округа Воротынский Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://vorotynec.omcu-nnov.ru), о чем свидетельствует скришот сайта, а потому довод апелляционной жалобы о том, что указанное решение размещено не разделе "Градостроительство", а опубликованные в указанной разделе Правила землепользования и застройки не приведены в соответствии с действующей редакцией, правового значения не имеют и могут повлечь признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим, а решение суда первой инстанции незаконным.
Таким образом, поскольку административный ответчик обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием, в том числе, в порядке, предусмотренном решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N7.
Решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N7 подписано Главой местного самоуправления Каменского сельсовета ФИО14, которая избрана на должность на основании решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N3.
Полномочия Главы местного самоуправления Каменского сельсовета ФИО14 прекращены 01 июня 2012 года на основании решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 01 июня 2012 года N12.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что доводы административного истца о том, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2009 года N7 подписано неуполномоченным лицом, не соответствуют действительности и опровергаются имеющимися в материалах дела решениями сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, а именно решением от 21 декабря 2009 года N3, решением от 01 июня 2012 года N12.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам большей юридической силы судебная коллегия исходит из следующего.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1-12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из указанного следует, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности ограничена, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч. 1).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (ч. 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6).
В силу пунктов 4, 5 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0, 5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года N58-З "О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области" установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель на территории Нижегородской области: для ведения садоводства составляет до 0, 15 гектара, для ведения огородничества составляет до 0, 15 гектара, для ведения животноводства составляет до 2 гектара.
Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель на территории Нижегородской области: для ведения садоводства составляет не менее 0, 02 гектара; для ведения огородничества составляет не менее 0, 02 гектара; для ведения животноводства составляет не менее 0, 50 гектара.
Законом Нижегородской области от 02 февраля 2012 года N4-З "О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в Нижегородской области" установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2, 5 га.
Согласно Правилам землепользования и застройки Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 12 декабря 2017 года N56, размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства (статья 41 территориальная зона "Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами") следующие: минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 500 кв.м; максимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 3 000 кв.м
Согласно решению сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года N44: в текстовой части Правил землепользования и застройки в статье 41 в территориальной зоне "Ж-1А. Зона застройки индивидуальными жилыми домами проектная" в предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства слова "3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 500 кв.м;" заменены на слова "3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства - 200 кв.м;".
Из указанного следует, что минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства на территории Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области в настоящее время составляет 200 кв.м.
Исходя из изложенного судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что поскольку минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства на территории Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области не превышают минимального размера, установленного Федеральным законом от 07 июля 2003 года N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года N58-З, Законом Нижегородской области от 02 февраля 2012 года N4-З, оспариваемое решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учётом, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно частично удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жемковой Н.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено15 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.