Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу защитника Исмагиловой Г.У., действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Орджоникидзевскому району города Уфы Республики Башкортостан от 21 апреля 2021 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Башкортостан от 2 июля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Орджоникидзевскому району города Уфы Республики Башкортостан от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Башкортостан от 2 июля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", ООО "БашРТС", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Исмагилова Г.У. просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации N 804, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй).
Исходя из положений пунктов 2, 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны, помимо прочего, планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: - по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 г. N 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения" (далее - Правила N 804).
Согласно пункту 4 Правил N 804 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" отнесено ко второй категории по гражданской обороне.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что в период с 1 февраля 2021 года по 1 марта 2021 года на основании распоряжений начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 26 января 2021 года должностным лицом отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", в ходе которой выявлены нарушения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации N 804, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804; пунктов 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309; пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.1 1.2008 N 687 выявлен факт невыполнения обществом обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно: наибольшая работающая смена управления ООО "БашРТС" ("адрес"), котельного цеха N 1 филиал ООО "БашРТС" ("БашРТС-Уфа"), котельного цеха N 5 в г. Ишимбай филиала ООО "БашРТС" ("БашРГС-Стерлигамак") отнесенной к категории по гражданской обороне, не обеспечена укрытием в убежище, находящимся в ведении организации. Имеющиеся на территории предприятия (котельного цеха N 5 г. Ишимбай филиала ООО "БашРТС" ("БашРГС-Стерлигамак") убежище не находится в ведении организации.
В связи с выявленными нарушениями 1 марта 2021 года начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в отношении ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" был составлен протокол N 3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от нее меры по их соблюдению приняты не были.
Жалоба на постановление мирового судьи рассмотрена судьей Орджоникидзевского районного суда Республики Башкортостан в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, в обоснование незаконности судебных актов, ссылаясь на Порядок N 1309, указывает на то, что одним из необходимых условий создания объекта гражданской обороны в мирное время является наличие планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, однако такой план отсутствует.
Заявителем не отрицается, что ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" относится к субъектам, включённым в пункт 3 Порядка N 1309, для которых создание убежищ является обязательным, является категорированной организацией и располагается на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.
Вопреки доводу жалобы обязанность по созданию объекта гражданской обороны возложена на организацию пунктом 10 Порядка N 1309, её выполнение не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов; отсутствие разработанного и утвержденного уполномоченными органами плана гражданской обороны не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны. ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности.
Зависимость пункта 10 Порядка N 1309 с пунктами 7- 9 Порядка N 1309 подразумевает не бездействие общества, а доведение до органов власти потребности и выполнение мероприятий по созданию защитных сооружений гражданской обороны для случая, когда это обязательно по закону, как в данной ситуации.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка установленных обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
То обстоятельство, что занимаемые обществом помещения построены до установления в 2017 году на основании выписки Минэнерго России из Перечня организации, отнесенных по гражданской обороне (письмо Минэнерго России от 04.09.2017 г. N МЭ-1226с) ООО "БашРТС" второй категории гражданской обороны, а также предоставление ОАО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" сотрудникам КЦ - 1 ООО "БашРТС" убежища в особый период, не освобождает общество от выполнения возложенных на него обязательных мероприятий в области гражданской обороны.
Довод жалобы о том, что ООО "БашРТС" на праве собственности принадлежит энергетический производственно-технологический комплекс-теплоцентраль КЦ-5, расположенный по адресу: "адрес" на арендуемом земельном участке с кадастровым номером N, в состав которого входит защитное сооружение гражданской обороны (литер "У", здание-склад), статус защитного сооружения гражданской обороны подтверждается паспортом убежища, не влечет отмену вынесенных постановления и решения, так как согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: "адрес". на государственном учете не состоит, в связи с чем необходимо проведение кадастровых работ по постановке на кадастровый учет данного защитного сооружения гражданской обороны (л.д.99).
Доводы поданной в кассационный суд жалобы не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного правонарушения в деянии общества, направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Орджоникидзевскому району города Уфы Республики Башкортостан от 21 апреля 2021 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Башкортостан от 2 июля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Исмагиловой Г.У. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.