Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу защитника Болотниковой Альбины Фаниловны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Нолан", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 11 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 20 апреля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нолан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 11 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 20 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Нолан" (далее - общество, ООО "Нолан") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Болотникова А.Ф. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения или направить дело на новое рассмотрение мировому судье.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1459 определяют порядок функционирования ЕГАИС.
В силу пункта 16 Правил N 1459 организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в ЕГАИС информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и пункта 6 настоящих Правил.
Абзацем V.I приказ Минфина России от 15 июня 2016 года N 84н "Об утверждении форм и сроков предоставления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей от 19 июня 2020 года N 0453/20-рг действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания серии Г 265408 регистрационный номер 02РП00001793 от 19 января 2018 года приостановлено с 23 июня 2020 года.
По состоянию на 23 июня 2020 года в единой государственной автоматизированной информационной системе содержится информация о наличии у ООО "Нолан" в обособленных подразделениях, расположенных по адресам: 450073, г. Уфа, ул. Гагарина, рядом с домом 46, лит. А (КПП 027632005), 450096, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 143 (КПП 027645001) остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции в общем количестве 2665 ед.
6 июля 2020 года на основании приказа Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей от 3 июля 2020 года N 310 осуществлено снятие остатков алкогольной продукции в объектах торговли ООО "Нолан".
Фактически у ООО "Нолан" по состоянию на 6 июля 2020 года по вышеуказанным адресам на остатках имелось 2358 ед. алкогольной продукции. Установлено наличие расхождения фактических остатков алкогольной продукции на 6 июля 2020 года и остатков алкогольной продукции, зафиксированной ЕГАИС по состоянию на 23 июня 2020 года, которое возникло в связи с приостановкой 23 июня 2020 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и осуществлением ООО "Нолан" продажи алкогольной продукции 23 и 24 июня 2020 года, то есть ООО "Нолан"" осуществило розничную продажу 307 ед. алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС актов списания реализованной продукции, чем нарушило требования статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 14 августа 2020 года в отношении ООО "Нолан" протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ООО "Нолан" к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения ООО "Нолан" правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку по правилам статьи 26.11 указанного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая обжалуемые судебные акты, судьи предыдущих судебных инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО "Нолан" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что до даты получения распоряжения о приостановлении действия лицензии, ООО "Нолан" вправе было осуществлять розничные продажи алкогольной продукции, ввиду отсутствии у него надлежащей информации о приостановлении лицензии, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении мирового судьи.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия ООО "Нолан" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя жалобы о том, что дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности, поскольку по делу проводилось административное расследование, является несостоятельным.
Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении следует, что административное расследование фактически не проводилось, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не выполнялись.
В определении от 11 января 2021 года судьей Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан правильно отмечено, что материалы дела не содержат каких-либо сведений о совершении процессуальных действий, свидетельствующих о проведении административного расследования в том смысле, в каком ему придает статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах дело обоснованно было передано и впоследствии рассмотрено мировым судьей судебного участка N 11 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 138 - 141).
Правила подсудности при рассмотрении настоящего дела мировым судьей не нарушены.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО "Нолан" к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Нолан" в соответствии с санкцией статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 11 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 20 апреля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нолан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Болотниковой Альбины Фаниловны - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.