Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Максутовой С.Ж, судей Егорова В.В, Масленникова С.А, при секретаре Чеботаревой М.Д, с участием прокурора Вишняковой Ю.И, адвоката Антонова А.П. в защиту интересов осужденного Красноперова С.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В. на приговор мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 18 марта 2021 года в отношении Красноперова С.Г..
Заслушав доклад судьи Максутовой С.Ж, выступление прокурора Вишняковой Ю.И, поддержавшей доводы представления частично, адвоката Антонова А.П, полагавшего приговор подлежащим изменению, судебная коллегия
установила:
приговором мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 18 марта 2021 года, Красноперов С.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес" "адрес", гражданин РФ, судимый:
4 декабря 2017 года мировым судьей судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики по ч. 1 ст. 119 УК РФ к обязательным работам на срок 200 часов;
7 марта 2018 года мировым судьей судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики по ч. 1 ст. 119 УК РФ, ст.ст. 70, 71 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 10 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, 7 марта 2019 года освобожден по отбытию наказания;
12 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики по ч. 1 ст. 119 УК РФ к обязательным работам на срок 250 часов, по постановлению мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 20 ноября 2019 года обязательные работы заменены на лишение свободы сроком на 25 дней, 7 февраля 2020 года освобожден по отбытию наказания;
2 марта 2020 года мировым судьей судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики, с учетом апелляционного постановления Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 8 июня 2020 года, по ч. 1 ст. 119 УК РФ к 1 году лишения свободы, условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев;
28 июля 2020 года мировым судьей судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики по ч. 1 ст. 119 УК РФ к лишению свободы на срок 8 месяцев, условно с испытательным сроком на 1 год, по постановлению Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 17 февраля 2021 года условное осуждение отменено, направлен для отбывания наказания в виде лишения свободы на срок 8 месяцев в исправительную колонию общего режима;
осужден по ч.1 ст. 119 УК РФ к 1 году лишения свободы.
В соответствии с ч. 4 ст.74 УК РФ постановлено отменить Красноперову С.Г. условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 2 марта 2020 года.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, к наказанию, назначенному по настоящему приговору, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 2 марта 2020 года и приговору мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 28 июля 2020 года, окончательно назначено Красноперову С.Г. наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 3 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения до вступления приговора в законную силу изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу. Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 17 февраля 2021 года и до вступления приговора в законную силу, из расчёта один день содержания лица под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима (п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ).
Решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не рассматривался.
Приговором суда Красноперов С.Г. признан виновным и осужден за совершение угрозы убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Преступление совершено в октябре 2020 года в с. Галаново Каракулинского района Удмуртской Республики в отношении ФИО8, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Удмуртской Республики Токарев Д.В, не оспаривая вину и квалификацию действий осужденного, с приговором не согласился; считает, что суд необоснованно указал во вводной части приговора погашенную судимость по приговору от 4 декабря 2017 года; обращает внимание, что судом в приговоре от 18 марта 2021 года не указано, какое наказание является отбытым по приговору от 28 июля 2020 года; полагает, что указание о зачете в срок отбытия наказания периода, отбытого осужденным по приговору от 28 июля 2020 года (с 17 февраля 2021 года по 17 марта 2021 года), незаконно, поскольку указанный период не подлежит зачету и имеет значение лишь для определения неотбытой части наказания по приговору от 28 июля 2020 года. Просит приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. Суд, в соответствии со ст. 307 УПК РФ, в своем решении подробно изложил описание преступного деяния, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления, а также доказательства, на которых основаны выводы суда, изложенные в приговоре, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания и обоснование принятых решений по другим вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены верно, и выполнены все требования уголовнопроцессуального закона, строгое соблюдение которых обеспечивает полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела.
Выводы суда о виновности Красноперова С.Г. в совершении преступления является обоснованными и подтверждаются совокупностью исследованных судом и приведенных в приговоре доказательств, в частности:
показаниями потерпевшей ФИО8, свидетеля ФИО10; протоколами осмотра места происшествия, осмотра предметов; а также иными доказательствами, исследованными в ходе судебного следствия.
Все изложенные в приговоре доказательства были тщательным образом исследованы судом, по итогам чего им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в своей совокупности - достаточности для разрешения данного дела.
При назначении Красноперову С.Г. наказания судом соблюдены требования статей 6, 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, в полной мере учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденного, наличие смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, а также влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, которые были правильно установлены судом первой инстанции и приведены в приговоре при назначении наказания.
Выводы о необходимости назначения наказания в виде реального лишения свободы и об отсутствии оснований для применения положений ст. ст. 73, 64, ч.3 ст. 68 УК РФ являются верными и в достаточной степени мотивированными.
По своему виду и размеру назначенное Красноперову С.Г. наказание является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает задачам исправления осужденного, предупреждения совершения новых преступлений. Оснований для его снижения не имеется.
Все необходимые требования уголовно-процессуального закона, соблюдение которых обеспечивает правильное и объективное рассмотрение дела, судом первой инстанции по данному уголовному делу были выполнены.
Вместе с тем, доводы кассационного представления заслуживают внимание.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Так, из вводной части приговора подлежит исключению судимость по приговору от 4 декабря 2017 года, которым Красноперов С.Г. осужден по ч.1 ст. 119 УК РФ к обязательным работам, поскольку в соответствии с п. "б" ч.3 ст. 86 УК РФ судимость в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, погашается по истечении 1 года после отбытия наказания.
Красноперов С.Г. отбыл наказание 7 марта 2019 года, в связи с чем на момент совершения преступления, за которое он осужден приговором от 18 марта 2021 года (в один из дней 3 декады октября 2020 года) судимость по приговору от 4 декабря 2017 года была погашена.
Тот факт, что неотбытая часть наказания в виде обязательных работ по приговору от 4 декабря 2017 года была частично присоединена на основании ст. ст. 70, 71 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы по приговору от 7 марта 2018 года на исчисление срока погашения судимости от 4 декабря 2017 года, установленного п. "б" ч.3 ст. 86 УК РФ, не влияет.
Исключение судимости от 4 декабря 2017 года из вводной части приговора основанием для смягчения наказания не является, поскольку не влияют на оценку совокупности других данных о личности осужденного, не уменьшают объем его обвинения.
Доводы кассационного представления об отсутствии в приговоре от 18 марта 2021 года указания на отбытую часть по приговору от 28 июля 2020 года является обоснованным, однако поскольку окончательное наказание, назначенное по правилам ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговорам от 2 марта 2020 года и от 28 июля 2020 года, соответствует требованиям уголовного закона, отсутствие во вводной части ссылки на отбытую часть наказания по предыдущему приговору существенным нарушением уголовного закона не является и на законность вынесенного судебного решения не влияет.
Доводы кассационного представления в части зачета времени содержания Красноперова С.Г. под стражей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из резолютивной части приговора от 18 марта 2021 года следует, что в срок наказания Красноперову С.Г. зачтено время содержания под стражей с 17 февраля 2021 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
При этом постановлением от 17 февраля 2021 года наказание по приговору от 28 июля 2020 года в виде 8 месяцев лишения свободы условно заменено на реальное лишение свободы и Красноперов С.Г. направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение.
Положения ст. 72 УК РФ регламентируют порядок зачета в срок наказания времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу, в связи с чем указанная норма закона не может быть применена к осужденному, находящемуся в условиях изоляции на основании
судебного решения, принятого в порядке исполнения, вступившего в законную силу приговора.
Мера пресечения в виде заключения под стражу в рамках рассмотрения уголовного дела, по результатам которого вынесен обжалуемый приговор, избрана судом при его постановлении, то есть 18 марта 2021 года.
С учетом изложенного, приговор в части зачета в срок отбывания наказания времени содержания осужденного под стражей подлежит отмене, а дело в этой части направлению на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст.ст. 396, 397, 399 УПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 401.13- 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 18 марта 2021 года в отношении Красноперова С.Г. изменить:
исключить из вводной части приговора указание на судимость по приговору мирового судьи судебного участка Каракулинского района Удмуртской Республики от 4 декабря 2017 года.
Этот же приговор отменить в части зачета времени содержания под стражей с 17 февраля 2021 года до вступления приговора в законную силу в срок отбытия наказания, уголовное дело в этой части направить председателю Сарапульского районного суда Удмуртской Республики для передачи мировому судье другого судебного участка для рассмотрения в порядке ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ
В остальной части приговор оставить без изменения, кассационное представление заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В. удовлетворить частично.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.