Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 24 сентября 2021 г.) жалобу Алиева Рагифа Элхана оглы на вступившее в законную силу постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2021 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Алиева Рагифа Элхана оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2021 г. индивидуальный предприниматель (далее также - ИП) Алиев Р.Э.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2021 г. в порядке статей 30.1-30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пересматривалось. Определением судьи Ставропольского краевого суда от 4 августа 2021 г. жалоба Алиева Р.Э.о. на указанный выше судебный акт возвращена без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ИП Алиев Р.Э.о. выражает несогласие с постановлением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2021 г, считая его незаконным и необоснованным, просит прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП Алиева Р.Э.о. к административной ответственности) неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 2 апреля 2021 г. при проверке соблюдения миграционного законодательства в кафе " "данные изъяты"" (ИП Алиев Р.Э.о.), расположенном по адресу: "адрес", сотрудниками отдела по вопросам миграции ОМВД России по Предгорному району был выявлен факт неуведомления ИП Алиевым Р.Э.о. в нарушение пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в установленный законом срок Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Ставропольскому краю о заключении трудового договора, путем фактического допуска с января 2021 г. к работе в качестве доставщика еды, гражданина Республики Азербайджан Р.В.о, 19 июня 1999 года рождения. Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ИП Алиева Р.Э.о. 28 апреля 2021 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 28 апреля 2021 г. (л.д. 3); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 7); рапортом инспектора ОПНМ ОИК УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Рыжикова В.А (л.д. 8); копией письменных объяснений Алиева Р.Э.о. (л.д. 9); копией объяснений Р.В.о. (л.д. 10) и иными материалами дела.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, пришел к правомерному выводу о виновности ИП Алиева Р.Э.о. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализ имеющихся в материалах дела доказательств позволяет сделать вывод о том, что ИП Алиев Р.Э.о, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой.
Действия ИП Алиева Р.Э.о. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении ИП Алиеву Р.Э.о. наказания учтены требования статьи 3.1, частей 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Административное наказание ему назначено с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признать назначенное наказание несправедливым оснований не имеется.
Согласно пункту 2 примечания к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленная данной статьей административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина, в связи с чем довод жалобы о привлечении ИП Алиева Р.Э.о. к административной ответственности по другим делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 и частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о незаконности обжалуемого Алиевым Р.Э.о. судебного акта.
Не может быть признан состоятельным довод жалобы и о том, что к административной ответственности как индивидуальный предприниматель Алиев Р.Э.о. привлечен необоснованно, поскольку в качестве индивидуального предпринимателя он зарегистрирован только 17 июня 2021 г.
Действительно, повторно в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Алиев Р.Э.о. зарегистрирован 17 июня 2021 г. Между тем, как следует из материалов дела, на момент привлечения гражданина Республики Азербайджан Р.В.о. к трудовой деятельности путем фактического допуска к работе в качестве доставщика еды и выявления указанного факта (2 апреля 2021 г.), Алиев Р.Э.о. был зарегистрирован и имел статус индивидуального предпринимателя (л.д. 17). Согласно имеющейся в открытом доступе информации инспекции ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края он осуществлял деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, индивидуальную трудовую деятельность прекратил 12 апреля 2021 г, то есть после выявления совершенного им административного правонарушения. При изложенных обстоятельствах утрата статуса индивидуального предпринимателя на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП Алиева Р.Э.о. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ИП Алиевым Р.Э.о. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение ИП Алиевым Р.Э.о. совершено в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем имеют повышенную степень общественной опасности и затрагивают интересы государства.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. При этом следует также учесть, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения ИП Алиева Р.Э.о. к административной ответственности наступление последствий или их отсутствие правового значения не имеют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 31 мая 2021 г, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Алиева Рагифа Элхана оглы по делу (N 5-485/2021) об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Алиева Рагифа Элхана оглы - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Суворов Д.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.