Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю на решение Советского районного суда Ставропольского края от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2021 г.
по административному делу по административному иску Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить осужденных, отбывающих наказание, вещевым имуществом.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю Халяпина О.В, представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю Саакяна А.Г, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего относительно доводов кассационных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский межрайонный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ставропольского края обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю), УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить осужденных, отбывающих наказание, вещевым имуществом.
В обоснование требований указано, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения требований по имущественному обеспечению осужденных, по состоянию на 20 ноября 2020 г. осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю, не обеспечены вещевым довольствием: утепленными брюками и тапочками по причине отсутствия его на складе в связи с недостаточным объемом необходимого финансирования на их приобретение. В связи с этим, прокурор просил признать незаконным бездействие исправительного учреждения, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных утепленными брюками и тапочками; возложить на ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю обязанность обеспечить осужденных лиц утепленными брюками и тапочками в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложить на ФСИН России обязанность при недостаточности средств у ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю в течение шести месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных названным вещевым имуществом.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2021 г, требования прокурора удовлетворены частично, бездействие ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю в части необеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом в виде тапочек признано незаконным, на указанных административных ответчиков возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием - тапочками, на ФСИН России возложена обязанность при недостаточности у денежных средств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных указанным вещевым имуществом; в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить осужденных, отбывающих наказание, вещевым имуществом в виде утепленных брюк отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю, поданной 24 августа 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права в части удовлетворенных требований, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю, поданной 7 октября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 октября 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права в части удовлетворенных требований, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационных жалоб и обсудив их доводы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, по результатам прокурорской проверки выявлено, что по состоянию на 20 ноября 2020 г. осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю не обеспечены вещевым довольствием: утепленными брюками и тапочками по причине отсутствия его на складе при недостаточности необходимого финансирования на приобретение вещевого довольствия для осужденных.
Данные факты подтверждаются информацией и справками ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю о потребности в вещевом довольствии и об обеспеченности вещевым имуществом осужденных от 30 июля 2020 г, 20 и 24 августа 2020 г, 23 ноября 2020 г, 7 декабря 2020 г.
2 апреля 2020 г. заместителем прокурора Ставропольского края Тыльченко А.М. в части ненадлежащих материально-бытовых условий по обеспечению осужденных вещевым имуществом в адрес начальника УФСИН России по Ставропольскому краю Ирисханова А.А. внесено представление об устранении, нарушений требований части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения осуждённых вещевым довольствием, в частности в связи с необеспечением утепленными брюками и тапочками 799 осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Из ответа от 6 мая 2020 г. на представление прокурора следует, что выявленные прокуратурой нарушения закона имели место в 2018, 2019, 2020 годах, однако допущены в связи с недостаточным финансированием на приобретение вещевого имущества на закупку вещевого довольствия для спецконтингента.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора частично, исходил из того, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и их материально-бытовое обеспечение, в том числе тапочками, вместе с тем, пришел к правильному выводу об отсутствии у административных ответчиков обязанности по обеспечению осужденных вещевым довольствием в виде утепленных брюк в связи с отнесением Ставропольского края к местности с умеренным климатом.
При этом суд пришел к выводу о том, что указанные бездействия подлежат признанию незаконными, так как организация пенитенциарной системы должна обеспечивать уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом административные ответчики, являясь лицами, в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями должны были принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений законов, предусматривающих обеспечение осужденных необходимым набором вещевого довольствия.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, признав их основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия, проверив административное дело в пределах доводов кассационных жалоб, полагает об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий; минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской от 3 декабря 2013 г. N126 утверждены Порядок обеспечения вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, Правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, согласно которому нормирование вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.
Как следует из пункта 1.1 Устава ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Положениями пункта 2.1 Устава предусмотрено, что одной из целей деятельности ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, материально-бытовое обеспечение осужденных, что закреплено в пункте 2.5.2 Устава.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что административными ответчиками не представлены доказательства обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю, вещевым довольствием согласно утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской от 3 декабря 2013 г. N126 нормам, пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований прокурора за исключением требования об обеспечении их утепленными брюками в связи с отнесением Ставропольского края к местности с умеренным климатом, где указанное довольствие не предусмотрено.
При рассмотрении данного спора, судами по результатам прокурорской проверки было установлено, что фактическая нуждаемость осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю, в вещевом довольствии в виде тапочек, доказана имеющимися материалами дела и не опровергалась административными ответчиками.
Ссылка заявителей жалоб на то, что судебные акты являются неисполнимыми в связи с отсутствием достаточных средств, не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанные обстоятельства по существу сводятся к вопросам, разрешаемым в порядке исполнения судебного акта согласно процессуальному закону и Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По тем же основаниям доводы о недостаточности финансовых средств и короткий период времени для исполнения указанной обязанности также относятся к вопросам, разрешаемым в ходе исполнения судебного акта, что может быть преодолено путем обращения с заявлением об изменения порядка и способа его исполнения либо с заявлением о рассрочке, отсрочке его исполнения.
Изложенные в жалобах доводы о том, что обязанности ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю по заключению государственных контрактов по обеспечению вещевым довольствием осужденных не могли быть исполнены в отсутствие достаточного финансирования, а, следовательно, незаконный характер бездействия на стороне административных ответчиков отсутствует, были предметом проверки нижестоящих судов и опровергнуты имеющимися в материалах доказательствами.
При этом доводы заявителей жалоб о том, что требования прокурора, заявленные по настоящему делу, по своему существу являются вмешательством в осуществление полномочий органов государственной власти обоснованно были отклонены судами как несостоятельные, поскольку прокурор в силу возложенных на него Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий по надзору за соблюдением федерального законодательства исполнял свои прямые обязанности путем проведения прокурорской проверки и применения мер прокурорского реагирования в виде внесения представления об устранении выявленных нарушений. Основанием для обращения в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц в рамках правомочий, предусмотренных статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае послужило длительное бездействие органа исполнительной власти, факт которого был установлен судами и не опровергнут административным ответчиком.
Также судами первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения либо неправильного применения бюджетного законодательства, поскольку в резолютивной части решения суда указаны меры по восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц путем обеспечения осужденных необходимым вещевым довольствием и организацией финансирования, при этом конкретные мероприятия и способы выполнения таких обязанностей определяются в соответствии с действующим законодательством и компетенцией административных ответчиков.
При таком положении, судебные акты по доводам жалоб подлежат оставлению без изменения.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого судебного акта возможно только до окончания производства в суде кассационной инстанции, приостановление исполнения решения Советского районного суда Ставропольского края от 25 января 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2021 г. по настоящему административному делу подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Приостановление исполнения указанных судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.