Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Климовой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хашиева Закри Идрисовича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии, по кассационной жалобе Хашиева Закри Идрисовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, пояснения Хашиева З.И, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хашиев З.И. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии от 27 июня 2019 года N 579.
Решением Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 04 октября 2019 года исковые требования Хашиева З.И. удовлетворены частично, заключение военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" от 27 июня 2019 года N579 признано незаконным в части установления причинной связи имеющихся у истца заболеваний и категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в ответчика в пользу истца взысканы расходы на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в размере 55 000 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 апреля 2021 года решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 04 октября 2019 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хашиева З.И. отказано.
В кассационной жалобе Хашиев З.И. ставит вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 апреля 2021 года в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в период с 12 апреля 1995 года по 12 мая 1996 года, с 8 октября 1997 года по 10 декабря 2018 года Хашиев З.И. проходил службу в органах внутренних дел. Приказом МВД по Республике Ингушетия N 825л/с от 10 декабря 2018 года истец уволен со службы на основании пункта 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно справке Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" от 27 марта 2019 года N256, выданной по результатам медицинского освидетельствования, заключением военно-врачебной комиссии Хашиев З.И. по последствиям военной травмы, полученной 12 марта 2006 года и 27 июля 2008 года, и по заболеваниям, полученным в период военной службы, признан годным к службе в органах внутренних дел Российской Федерации, степень ограничения 1, на момент увольнения 10 декабря 2018 года.
Не согласившись с заключением военно-врачебной комиссии от 27 марта 2019 года N 256, Хашиев З.И. оспорил его в ЦВВК "ЦМСЧ МВД России".
По результатам рассмотрения обращения истца Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" было рекомендовано провести повторное рассмотрение документов Хашиева З.И. с определением категории годности к службе в органах внутренних дел на момент увольнения со службы и причинной связи его заболеваний (письмо от 16 мая 2019 года).
Также Хашиев З.И. с целью проведения независимой военно-врачебной экспертизы обратился в ООО "Южный межрегиональный центр медицинских экспертиз", согласно заключению которого от 24 июня 2019 года N358 у истца на момент увольнения имелись заболевания, причинная связь которых, а также категория годности установлены в следующих редакциях: "Военная травма. Д - не годен к службе в органах внутренних дел; заболевание получено в период военной службы. В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел. СО-3; на основании статей 25 "а", 24 "б", 43 "в" графы III расписания болезней и графы ТДТ приказа МВД России N 190 от 2 апреля 2018 г. (приложение к Инструкции, утвержденной приказом МВД России N370 от 14 июня 2018 г.), постановления Правительства РФ N 565 от 4 июля 2013 г. Д - не годен к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На момент увольнения 10 декабря 2018 г.".
После получения заключения независимой военно-врачебной экспертизы Хашиев З.И. обратился к Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" с заявлением о проведении освидетельствования с учетом выводов данного заключения.
По результатам медицинского освидетельствования истца, проведенного на основании письма Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 16 мая 2019 года, военно-врачебной комиссией Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" вынесено заключение от 27 июня 2019 года N 579, согласно которому Хашиев З.И. признан В - ограниченно годным к службе в органах внутренних дел со степенью ограничения - 4. Годен к службе в должностях, отнесенных к 2, 3, 4 группам предназначения.
При этом заключение военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" N 256 от 27 марта 2019 года было отменено, вследствие чего в удовлетворении заявления истца о проведении контрольного освидетельствования на основании заключения независимой военно-врачебной экспертизы отказано.
Частично удовлетворяя требования Хашиева З.И. и признавая незаконным заключение военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" от 27 июня 2019 года N 579 в части определения категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации и причинной связи, имеющихся у истца заболеваний, суд первой инстанции руководствовался выводами заключения ООО "Южный межрегиональный центр медицинских экспертиз" от 24 июня 2019 года N 358, положив их в основу принятого по делу судебного акта.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком положений Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" при проведении военно-врачебной экспертизы, результатом которой явилось заключение от 27 июня 2019 года N579, а также опровергающих выводы данного заключения.
При этом суд апелляционной инстанции, учитывая пункты 8, 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, признал заключение ООО "Южный межрегиональный центр медицинских экспертиз" от 24 июня 2019 года N 358 недопустимым доказательством по делу ввиду того, что основанием для его подготовки явилось несогласие истца с выводами заключения военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" от 27 марта 2019 года N256, которое на момент обращения Хашиева З.И. в суд было отменено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на недопустимость самостоятельной квалификации судом причинной связи увечий, заболеваний и категории годности гражданина к прохождению службы в органах внутренних дел, поскольку в соответствии с действующим законодательством разрешение данных вопросов не отнесено к компетенции судебных органов.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену апелляционного определения, судом допущено не было.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хашиева Закри Идрисовича - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Климова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.