Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району "данные изъяты" на решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеева Максима Андреевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кондинского судебного района Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры от 08 апреля 2021 года (N 5-151-0401/2021) Тимофеев М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание административный арест сроком 10 суток. Исполнение постановления о назначении Тимофееву М.А. административного наказания в виде административного ареста в соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ отсрочено на трое суток.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2021 года (N 12-64/2021) постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административно правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело в суд, начальник ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району "данные изъяты" ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, указывая, что Тимофеев М.А. управлял механическим транспортным средством.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 23 августа 2021 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в отношении Тимофеева М.А. 19 сентября 2020 года инспектором ДПС ов ГИБДД ОМВД по Кондинскому району составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 19 сентября 2020 года в 21 часов 30 минут в районе дома N 29/2 на улице Первомайская в поселке Междуреченский водитель Тимофеев М.А. управлял транспортным средством - мотоблок AURORA с объемом двигателя 212 куб.см, без государственного регистрационного знака, не имея при этом права управления транспортными средствами и находясь в состоянии алкогольного опьянения, которое установлено сотрудником полиции на основании имеющихся у Тимофеева М.А. признаков опьянения, указанных в п. 3 Правил, и положительных результатов его освидетельствования - наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации 0, 90 мг/л.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Тимофеева М.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
Судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, исходил из того, что использованный для движения Тимофеевым М.А. мотоблок сам по себе для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленных на нем, не предназначен, что следует из его технических характеристик, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 КоАП РФ, транспортным средством быть не может.
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судьи районного суда в силу следующего.
Исходя из положений п. 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения), и диспозиции ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
В примечании к ст. 12.1 КоАП РФ указано, что под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В соответствии с техническими характеристиками мотоблока AURORA его рабочая скорость составляет 0, 14 м/с (л.д. 22) или 0, 5 км/ч (0, 14*60*60/1000=0, 504), то есть менее 50 км/ч. Сведения о максимальной конструктивной скорости мотоблока в деле отсутствуют.
Согласно п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", действовавшим по состоянию на 19 сентября 2020 года.
В соответствии с п. 2 данного постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора).
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 года и действовавшими по состоянию на 19 сентября 2020 года.
В соответствии с п. 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 796.
Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года N 807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям гл. 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.
Указанные выводы подтверждаются имеющимся в деле письмом Гостехнадзора Кондинского района от 20 ноября 2020 года, согласно которому регистрация всех видов мотоблоков в Гостехнадзоре не производится, открытие какой-либо категории на право управления данным видом техники не предусмотрено (л.д. 55).
С учетом данных обстоятельств доводы жалобы о том, что Тимофеев М.А, управляя мотоблоком, являлся водителем транспортного средства и соответственно субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, обоснованными признать нельзя.
Принимая во внимание, что в деле отсутствуют данные, свидетельствующие, что мотоблок относится к транспортному средству, за управление которым предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно отменил постановление мирового судьи, принятое в отношении Тимофеева М.А, и прекратил производство по делу.
Каких-либо существенных нарушений закона при принятии обжалуемого судебного акта судьей районного суда не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы должностного лица не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеева Максима Андреевича оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.