Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" Филиппова А.И. на постановление главного государственного инспектора инспекции труда в Тюменской области от 24 сентября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда Тюменской области от 09 февраля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора инспекции труда в Тюменской области от 24 сентября 2020 года N 72/8-273-20-И/12-5553-И/58-69, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Тюменской области от 09 февраля 2021 года (N 12-90/2021) и решение судьи Тюменского областного суда от 07 апреля 2021 года (N 21-122/2021), акционерное общество "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Филиппов А.И. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 23 августа 2021 года.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 18 сентября 2020 года в 09 часов 10 минут в ходе проведенной проверки Государственной инспекцией труда в Тюменской области в деятельности общества были выявлены нарушения трудового законодательства: в трудовые договоры работников Хорсова А.Н. (водителя), Филенковой К.А. (специалиста по охране труда), Воронежцевой Н.Н. (медицинской сестры), Новопашина А.А. (слесаря по ремонту автомобилей) не включены условия труда на рабочем месте (опасный производственный фактор).
На основании выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 23 сентября 2020 года о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) условия труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор.
В статье 209 ТК РФ условия труда определены как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
На основании статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
В каждом из указанных классов условий труда (а не только в классе опасных условий труда) выделяются либо вредные, либо опасные производственные факторы, либо и те и другие одновременно.
В трудовых договорах с Хорсовым А.Н, Филенковой К.А, Вороженцевой Н.Н, Новопашиным А.А. отражены сведения об условиях труда в соответствии с картой специальной оценки условий труда, при этом сами производственные факторы, воздействие которых может или не может привести к заболеванию и травме работника, в договорах не поименованы, в то время как по смыслу вышеприведенных правовых норм в трудовом договоре должны быть указаны конкретные вредные и/или опасные производственные факторы, образующие условия труда работника, вне зависимости от того, предусмотрены ли гарантии и компенсации лицу, работающему в этих условиях, или нет.
Доводы жалобы о том, что указание в трудовом договоре данных о вредных производственных факторах подтверждает отсутствие опасных факторов, требующих от работодателя предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, и не свидетельствует о ненадлежащем оформлении трудового договора, также основаны на неверном толковании норм права. Указание вредных и опасных факторов производственной среды в трудовых договорах является обязательным (помимо сведений о присвоенном классе и подклассе опасности условий труда), что подтверждается и разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 26 марта 2020 года N 15-1/В-1375, согласно которым после проведения специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями не только об итоговом классе (подклассе) условий труда, но и об идентифицированных на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторах. Указание вредных (опасных) факторов по конкретным должностям в картах специальной оценки условий труда не освобождает работодателя от включения сведений об этих факторах в трудовые договоры. Кроме того, в данных картах вредные и опасные факторы не разграничены.
Несогласие общества с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным, обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора инспекции труда в Тюменской области от 24 сентября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда Тюменской области от 9 февраля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" оставить без изменения, жалобу его защитника Филиппова А.И. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.