Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Тетюева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Консультант В" (далее - СПОК "Консультант В") на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 июня 2021 года по административному делу N 2а-114/2020 по административному исковому заявлению СПОК "Консультант В" о признании не действующим в части муниципального правового акта.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты отмене не подлежащими, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением администрации Викуловского муниципального района от 10 апреля 2015 года N 369-р утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень) (т. 1 л.д. 43-49).
Распоряжением администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р в указанный выше муниципальный правовой акт внесены изменения, которыми из перечня исключена строка 144 (подпункт 5 пункта 1 распоряжения - т. 1 л.д. 62-63).
Данный нормативный правовой акт в установленном порядке опубликован (т. 1 л.л. 96).
СПОК "Консультант В" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании распоряжения администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р не действующим с момента принятия в части исключения из Перечня строки 144.
Требования мотивировал нарушением своих прав на получение муниципального имущества в аренду и противоречием оспариваемой нормы постановлению администрации Викуловского муниципального района от 25 июня 2015 года N 59, определяющего порядок формирования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решением Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2020 года, требования СПОК "Консультант В" оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 июня 2021 года решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года оставлено без изменения.
В поданной 07 сентября 2021 года кассационной жалобе СПОК "Консультант В", ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, вынести по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом (часть 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 4.1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, за установленными исключениями. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением администрации Викуловского муниципального района от 25 июня 2015 года N 59.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2.6 данного нормативного правового акта имущество исключается из перечня в случае возникновения потребности в данном имуществе у органов местного самоуправления для обеспечения осуществления Викуловским муниципальным районом своих полномочий (т. 1 л.д. 50-54).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, распоряжение администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р принято органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и названного выше федерального закона, с соблюдением формы принятия правового акта, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделали вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания и отказали в удовлетворении административных исковых требований.
Материалами дела подтверждено, что нежилое помещение, общей площадью 9, 6 м?, расположенное по адресу: Тюменская область, Викуловский район, с. Викулово, ул. Ленина, 15, кадастровый номер 72:06:0101012:213 было включено в Перечень распоряжением администрации Викуловского муниципального района от 27 февраля 2018 года N 164-р под порядковым номером 146 (порядковый номер 144 в редакции распоряжения от 29 мая 2019 года N 419-р - т. 2 л.д. 74-90).
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды исходили из того, что исключение из Перечня вышеуказанного нежилого помещения осуществлено органом местного самоуправления при наличии необходимого основания - для обеспечения осуществления Викуловским муниципальным районом полномочий, связанных с проведением переписи населения.
Выводы судов аргументированы, соответствуют нормам материального права и основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, в осуществлении их полномочий.
На основании пункта 10 статьи 5 этого же Федерального закона органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения: обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир; представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, данные о количестве жилых помещений и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, и численности лиц, проживающих и зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства или пребывания, а также лиц, проживающих и зарегистрированных в указанных иных помещениях по месту пребывания; оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении ими указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий.
К полномочиям, предусмотренным пунктом 5 данной статьи, относится, помимо иного, обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении.
Подпунктом "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года N 1608 "Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года" ответственным за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2020 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2020 года и ее методологическое обеспечение определена Федеральная служба государственной статистики.
Материалами дела подтверждено, что нежилое помещение с кадастровым номером 72:06:0101012:213 с 01 апреля 2019 года передано в безвозмездное пользование Управлению службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу для размещения временного персонала по проведению Всероссийской переписи населения.
Соответствие нежилого помещения требованиям пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" судом апелляционной инстанции проверено, исчерпывающие выводы по данному вопросу изложены в его судебном акте.
При таких данных суд апелляционной инстанции правомерно констатировал, что издание решения об исключении имущества из Перечня 18 июня 2019 года не свидетельствует об отсутствии оснований для принятия оспариваемого решения и о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, влекущих исключение его из системы правового регулирования.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу СПОК "Консультант В" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.