Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-784/2021 по иску Ануфриева Сергея Петровича к Управлению Министерства внутренних дел России по Курганской области о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, по кассационной жалобе Ануфриева Сергея Петровича на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ануфриев С.П. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - УМВД России по Курганской области) о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии.
В обоснование требований указал, что с 01 августа 2011 является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД. При назначении пенсии был установлен ее размер 13 934 руб. 14 коп. На 01 января 2012 размер пенсии составлял 22 287 руб. 40 коп. Согласно справке N N от 05 марта 2012 года размер пенсии составлял 17 498 руб. 85 коп. В последующие годы пенсия увеличивалась в установленном законом порядке и на январь 2020 года составляла 25 900 руб. 52 коп. На момент вынесения решения о назначении пенсии действовало постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием". Письмом N 12/685 от 21 мая 2020 года ему сообщили, что в связи с внесением изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации с 01 января 2012 года был изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, в связи с чем с 01 января 2012 года ему должна была быть пересчитана пенсия с понижением надбавки за специальные условия (работу с химоружием) с 1, 5 до 1, 25%, размер его пенсии с 01 июня 2020 года будет составлять 23 096 руб. 91 коп. 19 июня 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о возврате необоснованно недоначисленной пенсии. Письмом от 20 июля 2020 года ему было отказано в возврате недополученных денежных средств. Считает действия ответчика незаконными. Просит признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет с учетом 50 % надбавки за специальные условия (за работу с химическим оружием), возложить на УМВД России по Курганской области обязанность произвести перерасчет размера пенсии с учетом надбавки к месячному денежному довольствию в размере 50% за специальные условия с 01 июня 2020 года, взыскать с УМВД России по Курганской области в его пользу недополученную пенсию в размере 16 990 руб. 04 коп. за период с 01 июня 2020 года по 02 декабря 2020 года.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2021 года исковые требования Ануфриева С.П. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 мая 2021 года решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Ануфриев С.П. проходил службу в органах внутренних дел, приказом N N от 25 июля 2011 года уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "з" части 1 статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья) в должности прапорщика внутренней службы, помощника начальника караула специальной пожарной части N 3 Специального управления ФПС N 71 МЧС России с 31 июля 2011 года, с 01 августа 2011 года является получателем пенсии. Пенсия истцу исчислялась с 01 августа 2011 года с учетом коэффициента 1, 5 должностного оклада по штатной должности за работу с химическим оружием.
С 01 июня 2020 года ответчиком произведен перерасчет пенсии истца на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60) путем уменьшения коэффициента, на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к второй группе работ с химическим оружием с "1, 5" до "1, 25". С 01 июня 2020 года у Ануфриева С.П. надбавка за специальные условия составляет 25%.
С учетом данного перерасчета размер пенсии уменьшился с 25 900, 52 руб. (с 01 октября 2019 года) до 23 096, 91 руб. (с 01 июня 2020 года).
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Ануфриеву С.П. о признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом 50 % надбавки за специальные условия (за работу с химическим оружием), возложении на УМВД России по Курганской области обязанности по перерасчету размера пенсии с учетом надбавки к месячному денежному довольствию в размере 50% за специальные условия с 01 июня 2020 года, взыскании недополученной пенсии в размере 16 990 руб. 04 коп. за период с 01 июня 2020 года по 02 декабря 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральным законом от 7 ноября 2000 г..N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", исходил из того, что пенсионное обеспечение истца Ануфриева С.П. осуществлено ответчиком в соответствии с приведенными требованиями нормативно-правовых актов и на основании имеющихся в пенсионном (личном) деле истца документов.
Суд руководствовался нормами статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4458-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которой в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, прийдя к выводу о том, что решение ответчика о перерасчете размера пенсии Ануфриева С.П. путем понижения надбавки за специальные условия (работу с химическим оружием) не противоречит нормам действующего законодательства, порядок начисления пенсии истцу с 01 января 2012 года должен производиться с учетом уменьшения коэффициента, на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных ко второй группе работ с химическим оружием, с "1, 5" до "1, 25".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пунктом 8 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941) пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, в силу подпункта "б" пункта 9 указанного Постановления включается: уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Пунктом "б" статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" приказом МЧС России от 19 ноября 2011 года N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников Федеральной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсии" установлены размеры должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий, согласно приложениям NN 1-14.
Федеральным законом Российской Федерации от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в части процентного применения денежного довольствия с 01 января 2012 года при начислении пенсии сотрудникам органов внутренних дел: пункт "б" статьи 43: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 01 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента".
Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
6) c l января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Суд констатировал, что данной нормой закона изменен порядок исчисления пенсий указанной категории пенсионеров, к которым относится истец, при изменении денежного довольствия действующих сотрудников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60) определены размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям:
первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1, 5 (оклады по воинской (штатной) должности);
вторая группа работ - 1, 5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1, 25 (оклады по воинской (штатной) должности).
Согласно статье 1 Федерального закона от 07 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Ануфриев С.П. не согласен с выводом суда о том, что решение ответчика о перерасчете размера его пенсии путем понижения надбавки за специальные условия (работу с химическим оружием) не противоречит нормам действующего законодательства. Полагает, что УМВД России по Курганской области ущемлены его социальные права в части правильности и полноты начисления пенсии за выслугу лет. Отмечает, что в силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в случае, если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, полагающийся в соответствии с настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ), пенсия выплачивается в прежнем, более высоком размере.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями подлежащих применению норм права, пришли к обоснованному выводу о том, что данный перерасчет пенсии истца произведен правильно.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР", вступили в силу со дня официального опубликования (19 марта 2012 года) и распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года (пункт 6 постановления). При этом, с учетом данных изменений, перерасчет истцу пенсии не был произведен с 01 января 2012 года одновременно с перерасчетом, исходя из окладов, предусмотренных в вышеназванном приказе МЧС России от 19 ноября 2011 года N762.
Данным законодательным актом, вступившим в силу с 01 января 2012 года, установлена новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, которая, предусматривая значительное увеличение оклада денежного содержания военнослужащих и изменяя состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат, направлена на обеспечение соответствия уровня оплаты труда военнослужащих их высокому социальному статусу, а также качественного и эффективного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, стимулирования их к постоянному совершенствованию в профессии.
Повышающие коэффициенты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60), устанавливаются к новым - более высоким - окладам по воинским должностям лиц, занятых на работах с химическим оружием, чем обеспечивается повышение их денежного довольствия, а также пенсий, получаемых указанными гражданами после увольнения с военной службы, по сравнению с денежным довольствием и пенсиями, исчисленными по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из соответствующих сумм денежного довольствия, включающего оклад по последней занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисляемой из указанных окладов.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ошибка при начислении истцу пенсии, без учета положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60), устранена ответчиком только с 01 июня 2020 года.
Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что в случае, если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии после её перерасчета в связи с действующим законодательством, то пенсия должна выплачиваться в прежнем, более высоком размере, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Не принимая во внимание приведенные выше доводы истца, суды указали, что перерасчет пенсии с 01 июня 2020 года произведен не в связи с изменением действующего законодательства, а в целях устранения ошибки, допущенной ответчиком при начислении истцу пенсии с 01 января 2012 года.
Судами отмечено, что согласно представленным ответчиком расчетам размеров пенсии истца за указанный период с учетом того, если бы ему с введением новой системы денежного довольствия своевременно производился перерасчет пенсии, как в связи с установлением новых окладов данной категории лиц, так и с применением вышеназванного коэффициента 1, 25, по состоянию на 01 марта 2013 года пенсия составила бы 16 182 руб. 59 коп, а размера, установленного решением Курганского городского суда Курганской области от 01 июня 2012 года, она достигла бы только с 01 октября 2014 года (17 951, 12). В дальнейшем пенсия истца повышалась бы и по состоянию на 01 октября 2019 года достигла 23 096 руб. 91 коп. Пенсия с учетом коэффициента 1, 25, должна была быть пересчитана истцу с 01 октября 2014 года, однако перерасчет произведен только с 01 июня 2020 года, что прав истца не нарушает.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену судебных постановлений, не допущено.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам дела, и примененным нормам права.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ануфриева Сергея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.