Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1402/2020 по иску Юлдашева Ильшата Расимовича, Юлдашевой Алины Талгатовны к АО "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия по предоставлению субсидии, по иску АО "Ипотечное агентство Югры" к Юлдашеву Ильшату Расимовичу, Юлдашевой Алине Талгатовне о расторжении трехстороннего соглашения, по кассационной жалобе Юлдашева Ильшата Расимовича, Юлдашевой Алины Талгатовны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юлдашев И.Р, Юлдашева А.Т. обратились в суд с иском к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения от 18 ноября 2019 года об исключении из Единого списка участников мероприятия по предоставлению субсидии.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно решению АО "Ипотечное агентство Югры" от 29 декабря 2011 г..истцы признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 гг. и на период до - 2015 г..". С привлечением кредитных средств на основании ипотечного кредитного договора N 1578 от 15 февраля 2012 г, заключенного с ПАО "Сбербанк России", истцы приобрели квартиру, площадью 68 кв.м, расположенную по адресу: ХМАО-Югра, "данные изъяты". В целях реализации мер государственной поддержки между истцами, ПАО "Сбербанк России" и ответчиком 13 марта 2012 г..было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору N 1578 от 15 февраля 2012 г..по условиям которого, ответчик обязался производить в пользу истцов компенсацию части процентной ставки, в течении срока действия ипотечного договора на сумму не более 1 000 000 руб. в размере 7, 5% годовых, но не более разницы между процентной ставкой, установленной ипотечным договором и ставкой в размере 5% (п. 1.4 трехстороннего договора). В процессе исполнения сторонами условий трехстороннего соглашения, ответчик направил в адрес истцов решение от 18 ноября 2019 г..об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 г..заявление на получение мер государственной поддержки, мотивированное тем, что согласно сведений ЕГРН, полученных ответчиком, Юлдашева А.Т. в период с 2000 по 2007 годы имела 1/3 долю в праве собственности на квартиру, площадью 47, 4 кв.м по адресу: "данные изъяты", что составляет 15, 8 кв.м, а также с 31 июля 2007 г..по настоящее время имеет 1/3 доли в праве собственности на квартиру, площадью 68, 7 кв.м, расположенную по адресу: "данные изъяты", что составляет 22, 9 кв.м.
Ответчиком в адрес истца была направлена претензия с требованием расторгнуть трехстороннее соглашение. В качестве основания исключения из числа участников подпрограммы указано на намеренное ухудшение жилищных условий, выявление в предоставленных документах и заявлениях сведений не соответствующих действительности. Указывали, что согласно ордеру на жилое помещение от 19 мая 1994 г..квартиросъемщику Мухаметшиной Р.Р, на состав семьи из 4 человек, в том числе Мухаметшиной (Юлдашевой) А.Т. была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48, 6 кв.м по адресу: "данные изъяты". Согласно договору передачи квартиры в собственность N 2-947 от 06 июня 2000 г..указанная квартира была приватизирована в пользу Негматуллиной Р.А. (бабушка), Мухаметшиной Ю.Т. (дочь), Мухаметшиной А.Т. (Юлдашевой) по 1/3 доли в праве общей долевой собственности. На момент заключения указанного договора Юлдашева А.Т. являлась несовершеннолетней и при заключении сделки интересы несовершеннолетней представляла ее мать Мухаметшина Р.Р. Позднее, указанная квартира была продана и на вырученные денежные средства, была приобретена квартира "данные изъяты", в общую долевую собственность Мухаметшина Т.Ф, Мухаметшиной Р.Р, Мухаметшиной (Юлдашевой) А.Т. - по 1/3 доли в праве собственности. 17 ноября 2011 г..Мухаметшина (Юлдашева) А.Т. вступила в брак с Юлдашевым И.Р, супруги обратились с заявлением на получение мер государственной поддержки для улучшения жилищных условий.
АО "Ипотечное агентство Югры" обратилось в суд с иском к Юлдашеву И.Р, Юлдашевой А.Т. о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки от 13 марта 2012 года по кредитному договору N 1578 от 15 февраля 2012 года.
Определением Сургутского городского суда от 27 августа 2020 года гражданское дело по иску Юлдашева И.Р, Юлдашевой А.Т. к АО "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения от 18 ноября 2019 г. об исключении из Единого списка участников мероприятия по предоставлению субсидии и гражданское дело по иску АО "Ипотечное агентство Югры" к Юлдашеву И.Р, Юлдашевой А.Т. о расторжении трехстороннего соглашения, объединены в одно производство.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2020 года, в редакции определения суда от 11 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Юлдашева И.Р, Юлдашевой А.Т. к АО "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения от 18 ноября 2019 г. об исключении из Единого списка участников мероприятия по предоставлению субсидии отказано. Исковые требования АО "Ипотечное агентство Югры" к Юлдашеву И.Р, Юлдашевой А.Т. о расторжении трехстороннего соглашения удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 июня 2021 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что 17 ноября 2011 года Юлдашев И.Р. и Мухаметшина А.Т. вступили в брак. 01 декабря 2011 года обратились в ОАО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением о признании участниками подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", указав, что государственную поддержку за счет средств бюджетов всех уровней на приобретение и (или) строительство жилых помещений не получали, имеют 1/3 долю в праве на жилое помещение общей площадью 68, 7 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", что составляет 22, 9 кв.м.
Также 01 декабря 2011 года Юлдашевы обратились в ОАО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением о признании участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", в котором указали, что в период за 5 лет предшествующих подаче настоящего заявления все члены семьи свои жилищные условия путем отчуждения жилого помещения не ухудшали.
Решениями АО "Ипотечное агентство Югры" от 29 декабря 2011 года семья Юлдашевых признана участниками подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", а также участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года".
15 февраля 2012 года семья Юлдашевых приобрела в общую долевую собственность квартиру по адресу: "данные изъяты", с использованием заемных средств ПАО "Сбербанк России" по кредитному договору N 1578 от 15 февраля 2012 года.
13 марта 2012 года между АО "Ипотечное агентство Югры", ПАО Сбербанк, Юлдашевым И.Р, Юлдашевой А.Т. заключено трёхстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору N 1578 от 15 февраля 2012 г. сроком на 240 месяцев.
Решением АО "Ипотечное агентство Югры" от 08 ноября 2019 года Юлдашев И.Р, Юлдашева А.Т. исключены из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки в соответствии с подп. 4 и подп. 7 п. 7 Порядка, утвержденного Приложением 15 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п, как ухудшившие свои жилищные условия, и в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений.
Основанием для принятия указанного решения явились установленные АО "Ипотечное агентство Югры" обстоятельства о наличии сведений в ЕГРП от 31 июля 2019 г. о том, что в период с 16 ноября 2000 года по 05 сентября 2007 года у Юлдашевой (ранее Мухаметшиной) А.Т. находилась 1/3 доля в праве на жилое помещение, общей площадью 47, 4 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", исходил из того, что на момент постановки на учет для предоставления государственной поддержки Юлдашевы предоставили сведения, не соответствующие действительности, ими были совершены действия по ухудшению жилищных условий в течение 5 лет, предшествующих подачи заявления, путем отчуждения 1/3 доли в праве на жилое помещение, общей площадью 47, 4 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты" и пришел к выводу об обоснованности требований заявленных АО "Ипотечное агентство Югры", и отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Юлдашевых.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что факт намеренного ухудшения жилищных условий не доказан, отчуждение родителями Юлдашевой жилого помещения общей площадью 47, 4 кв.м по адресу: "данные изъяты", не было направлено на ухудшение жилищных условий, напротив было приобретено иное жилье большей площадью, после заключения брака между Юлдашевыми обеспеченность заявителей стала менее учетной нормы, основанием для отмены судебных актов не являются.
С 1 января 2011 года постановка граждан на учет для получения государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа осуществлялась на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
В силу пункта 2.4 статьи 3 Порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются, в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
Согласно п. 1 ст. 7 Порядка N 108-п (в редакции, действующей на момент постановки заявителей на учет) уполномоченный орган, уполномоченная организация принимает решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы) в случае, если члены молодой семьи в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности, за исключением случаев, когда до ухудшения жилищных условий члены молодой семьи нуждались в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что в период с 19 июля 2007 г. по 05 сентября 2007 г. Юлдашева А.Т. являлась собственником 1/3 доли в двух жилых помещениях (квартиры по адресу: "данные изъяты", общей площадью 68, 7 кв.м и квартиры по адресу: "данные изъяты", общей площадью 47, 4 кв.м), Таким образом, в собственности Юлдашевой А.Т. находилось 38, 7 кв.м общей площади.
Согласно пункта 4 Приложения N 15 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" молодые семьи, ухудшившие свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки, не вправе претендовать на получение субсидии.
Под ухудшением жилищных условий следует понимать совершение указанными гражданами сделок продажи, дарения, обмена ранее имеющегося жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, в результате чего их обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи стала составлять менее 12 кв. метров.
Согласно подпунктам 3, 7 пункта 15 Приложения N 15, в предоставлении субсидии отказывается в случаях: ухудшения жилищных условий в соответствии с пунктом 4 порядка (подпункт 3); выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений (подпункт 7).
Учитывая, что факт ухудшения жилищных условий, а именно отчуждение жилого помещения в течении 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, и предоставления несоответствующих действительности сведений был установлен, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Юлдашевых о признании незаконным оспариваемого решения о снятии заявителей с учета по предоставлению государственной поддержки.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства отчуждения принадлежащей Юлдашевой А.Т. 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "данные изъяты", общей площадью 47, 4 кв.м, в силу приведенных выше условий Порядка от 05 апреля 2011 года N 108-п, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах, возлагается на заявителей. На момент обращения с заявлением о признании участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" Юлдашевы не сообщили об отчуждении 1/3 доли в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", пятилетний срок с момент отчуждения указанного жилья на момент обращения с заявлением о признании участниками программы (01 декабря 2011 года) не истёк, в связи с чем, выводы судов нижестоящих инстанций являются законными и обоснованными.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юлдашева Ильшата Расимовича, Юлдашевой Алины Талгатовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.